У Владимира Фёдоровича Семенюка, директора Украинско-немецкого учебно-научного института, профессора кафедры подъемно-транспортного и робототехнического оборудования Одесского национального политехнического университета, доктора технических наук, заслуженного деятеля науки и техники Украины, академика и президента Подъемно-транспортной академии наук Украины — 80-летний юбилей. Дата просто обязывает, хотя бы и через запятую, перечислить регалии, достижения этого неутомимого человека.
Он — заместитель председателя научно-методического совета по специальности «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные, мелиоративные машины и оборудование», главный редактор научного журнала «Подъемно-транспортная техника», член специализированных советов по защите докторских диссертаций в ОНПУ и Украинской инженерно-педагогической академии. Входил в экспертный совет по отраслевому машиностроению ВАК Украины. Владимир Федорович награждён медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», почетными грамотами Кабинета Министров Украины и Министерства образования и науки Украины, нагрудным знаком «Отличник образования Украины». За значительный вклад в международное сотрудничество отмечен почетной грамотой президента Университета прикладных наук г. Аугсбурга (Германия). Под его руководством защищено 7 кандидатских и одна докторская диссертации. Автор 296 научных работ, из них 3 — монографии, имеет 98 авторских свидетельств и 7 патентов и открытий.
Закончив в 1962 году механико-технологический факультет Одесского политехнического института, он с 1966 года не расставался с ним, пройдя путь от аспиранта, ассистента, старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой до директора созданного им института.
Я беседую с этим замечательным человеком в его кабинете.
— Кто повлиял на ваш выбор профессии?
— Мой отец работал токарем на Одесском судоремонтно-судостроительном заводе № 1. В 1942 году он, морской пехотинец, погиб в Севастополе. Осуществление моей мечты получить специальность инженера-механика началось с СРЗ № 1, куда пошел работать токарем сразу после школы, а через год поступил в политех на специальность «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». Своего сына, признаюсь, с самого детства приучал к мысли, что он тоже станет инженером-механиком.
— Сын продолжил династию?
— Уже ко времени поступления в институт он видел себя инженером-механиком и никем другим. На этом мое влияние прекратилось. Когда сын по окончании института искал работу, я предлагал: «Обращайся, помогу». Но он самостоятельно определился на Ленинградский завод им. Кирова, который сотрудничал в то время с немецким предприятием по созданию тяжелых тракторов. И дальше началось уже его влияние на меня — я имею в виду создание немецкого технического факультета. Сейчас он конструктор по разработке подъемно-транспортных машин. Так что мы коллеги, а наше влияние взаимно.
— После института вы тоже пошли на производство...
— По распределению поехал на машиностроительный завод по производству комбайнов для добычи угля «Красный Луч» на Донбассе. Но вскоре в связи с болезнью матери пришлось покинуть это мощное предприятие города Красный Луч и перейти на работу в одесский УкрНИИСИП — сначала старшим техником, а затем инженером, старшим инженером, старшим научным сотрудником. Вот тогда и возникло решение идти в науку.
— В 2000-м, когда страна расцвела кустарными кооперативами, было очень смело заявить об открытии Немецкого технического факультета. Это научное предвидение или жесткий прагматизм?
— Перед нами стояла задача — найти современные предприятия, где студенты могли бы проходить практику. Таких предприятий в городе не оказалось. Когда мы задавали себе высокий эталон Германии как образца современного технического совершенства, сказалось и желание дать возможность этническим немцам-переселенцам нашего региона получить образование на родном языке.
— Какова стратегия развития института?
— Будущее института, во-первых, за углублением партнерских связей с Германией и Австрией. Мы сотрудничаем с университетами Магдебурга и Штутгарта, институтами прикладных наук Регенсбурга, Аугсбурга, Дюссельдорфа, Эрфурта, Бремена, Вены и Инсбрука. Наши студенты проходят производственную практику на заводе ФАМ в г. Магдебурге (изготовление производственных комплексов для горнодобывающей промышленности — краны, конвейеры и др.), «Kottenkran» в г. Кёттене (производство тяжёлых грузоподъёмных кранов), дизельном заводе (выпуск дизелей для судов) и в машиностроительной фирме «Kuka» (проектирование и изготовление промышленных роботов) в г. Аугсбурге и др.
Во-вторых, за повышением качества подготовки наших студентов в области базовых для института языков — немецкого и английского. Для этого мы получили лицензию на подготовку бакалавров по специальности «Филология» со специализацией «Германские языки и литература» (включая перевод). Это позволяет выпускникам института овладеть знаниями в области научно-технического перевода и быть всегда востребованными на международном рынке труда.
— Над чем вы работаете сейчас?
— Совместно с учеными технического университета Регенсбурга и коллегами ОНПУ с кафедры электромеханических систем с компьютерным управлением работаем над созданием энергоэффективного привода электробуса. Это серьезный перспективный проект. Кроме того, я научный консультант докторанта нашей кафедры и научный руководитель двух аспирантов.
— Расскажите, пожалуйста, о созданной вами научной школе «Разработка методов повышения надежности и энергоэффективности подъемно-транспортных машин».
— С 1972 года я научный руководитель научно-исследовательской лаборатории, которая занимается разработкой электронно-тензометричных систем взвешивания движущихся объектов: железнодорожных вагонов, автомобилей, металлургических изделий, грузов на конвейерах. Наши конструкции используются на авиационных заводах Киева и Запорожья, металлургических комбинатах Мариуполя, Кривого Рога, Запорожья и Днепра, тепловых электростанциях Киева, Триполья и Одессы, в морских портах Одессы, Черноморска и Южного. Мы разработали универсальный метод, который позволяет в 5 и более раз повысить точность защиты машин от перегрузки. Также разработан метод повышения энергоэффективности грузоподъемных кранов и лебедок пассажирских лифтов, который зависит не только от инерционных нагрузок, но и от жесткости подъемного каната.
— Наши студенты считают преподавателей гуманистами, посвящающими жизнь прогрессу: в коммерческих структурах, на предприятиях заработки значительно выше... У вас не возникало желание кардинально изменить судьбу?
— Никогда. Может, однажды (улыбается): после седьмого класса хотел поступать в Киевское авиационное училище, но отказали, т.к. из нашей области не принимали. Больше всего в жизни мне нравится заниматься научным поиском. Мое глубокое убеждение, что преподавать в университете можно только на основе собственных научных исследований, усвоив фундаментальный опыт предшественников. Хорошо сказал в своё время бывший ректор профессор Добровольский: «Все, что я написал в учебнике «Детали машин», вы можете самостоятельно изучить. А о том, что я не мог написать в учебнике, я буду вам на лекциях рассказывать».
— Что цените в людях больше всего?
— Честность и порядочность.
— И на прощание, пожалуйста, раскройте секрет своей молодости: ведь стремительности вашей походки и крепости нервов позавидует любой студент.
— Труд. Терпение. Оптимизм. И конечно, спорт, без которого себя не представляю. Мое жизненное кредо: «Двигаться вперед и не останавливаться».
Редакция «Вечерней Одессы» присоединяется к множеству поздравлений юбиляру. Владимир Федорович — верный читатель нашей газеты, выписывает ее с первого номера и, как признался, не представляет себе жизнь без «Вечерки». Нам по секрету рассказали, что не только для себя оформляет подписку, но и для сотрудников кафедры. Спасибо, Владимир Федорович! Всего вам наилучшего.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.