АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Правила извоза


2-10-2019, 13:00 |

Поговорим о наболевшем — о Правилах дорожного движения и борьбе с их нарушителями. Но коль скоро решений простых тут в последние годы не наблюдается, попробуем поискать рекомендации в истории нашей Одессы.

В начале прошлого века большинство одесских улиц носили те же названия, но выглядели, мягко говоря, несколько иначе. Городская жизнь протекала в другом ритме и по другим правилам. Листая архив городского полицмейстера, можно узнать, с какими проблемами сталкивались городские власти, на что обращала внимание городская полиция и как «шалили» предки, нарушая правила дорожного движения. Давайте полистаем папки постановлений генерал-губернатора, приказы по городской полиции и сводки происшествий по участкам города. Как по мне, это очень занимательное чтение, которое позволит нам представить, что происходило на проезжей части да и на тротуарах нашей Одессы 120 лет назад. Что-то кажется забавным и нелепым, некоторые правила и ограничения по-прежнему актуальны. Как бы то ни было, это даёт возможность немножко подышать старой Одессой.

Начнём с регулирования «грузовых перевозок». Вот как это должно было выглядеть, по мнению одесской городской полиции

«1З-го февраля
1908 года. 
Приказ №36
К сведению и исполнению

1) При движении по улицам города ломовых извозчиков допускается извозчиками нарушение обязательных постановлений об извозном промысле, а именно: быстрая езда нагруженными подводами, истязание лошадей и

т. п. Вследствие сего, предписываю участковым приставам, лично и через подведомственных им чинов полиции, следить и требовать, чтобы исполнялось следующее правило:

Гостиница «Бристоль»
Гостиница «Бристоль»

1. Ломовым с кладью ехать только шагом, держась правой стороны (§17).

2. При подводах с грузом работники должны идти пешком, при следовании подвод большими партиями — через каждые три подводы должны быть промежутки для свободного прохода и проезда через улицу; при конной подводе должно быть по одному работнику, а на волах не менее одного работника на два биндюга (§23).

3. Запрещать наваливать кладь не по силам лошадей и волов, а в случае животные остановятся от большой тяжести часть груза немедленно свалить, не понуждая животных истязаниями тащить ее через силу (§25).

4. Не дозволять ни под каким предлогом наносить животным удары никакими орудиями, в том числе и кнутом (§28).

5. Упавшую в упряжи лошадь следует распрячь, а не поднимать ее ударами кнута, каблуками и т. п. (§29).

9. Наблюдать, чтобы биндюги и телеги были прочны, чисты, колеса смазаны, лошади и волы здоровы, хорошо выезжены и вполне годны к промыслу; больных, изувеченных животных, с ранами и ссадинами, к езде не допускать, а также чтобы упряжь была ременная, отнюдь не допуская веревочной сбруи».

Чтоб уберечь животных от непосильной работы были даже установлены нормы клади:

На пароволовый биндюг — до 100 пудов, на пару лошадей в дышловой упряжи 80 пудов и на одну лошадь не более 40 пудов. Во время ненастной погоды, гололедицы, а также снежных заносов, установленная норма клади должна быть уменьшена до следующих размеров: на пароволовой биндюг 65 пудов, на пароконный 55 пудов и на одноконный 35 пудов.

Интересно, что ответственность за нарушение возлагалась не только на владельца биндюга и кучера, но и на отправителя и получателя груза.

Полиция занималась и обеспечением относительно гуманного отношения к животным. Звучало это так: «Не дозволять наносить животным удары какими бы то ни было орудиями в том числе и кнутами.

Ввиду этого, всем извозчикам легковым и ломовым кучерам при вагонах конно-железной дороги и трам-каретах воспрещается иметь при себе кнуты, палки и привязанные к концам вожжей гайки.

Оперный театр 1888—1889 гг.
Оперный театр 1888—1889 гг.

Разрешается привязывать к концам вожжей ремешок.

Примечание: Вторая половина этого не относится: 1. к собственным и биржевым экипажам, у которых кнут-бич составляет принадлежность запряжки и 2. к работникам при биндюгах с волами, которым разрешается иметь кнуты исключительно для управления волами, но не для нанесения побоев».

Генерал-губернатор отдельным своим приказом предписывал участковым приставам «воспретить легковым извозчикам и ломовикам иметь кнуты для понукания лошадей при езде по городу, а если после оповещения окажется у кого либо кнут, таковой отбирать и составлять протокол и представлять мне для наложения взыскания в административном порядке».

К разряду гуманных распоряжений можно отнести и приказ, которым было предписано участковым приставам приказать постовым городовым и сторожам «не допускать лиц занимающихся легковым или ломовым извозным промыслом иметь на лошадях веревочную сбрую, а таковая должна быть ременная, обязав подписками владельцев биндюгов, повозок и т. п. теперь же заменить веревочную сбрую ременной».

Однако самыми злостными нарушителями правил были таксисты..., ой, извозчики. Они обгоняли, подрезали, грубили, снова гнали и т. д. Короче, примерно, как и сейчас. Полиция тут же реагировала очередным приказом об усилении борьбы с нарушителями.

«При объездах города мною замечено, что, несмотря на объявленный в приказе по полиции от 21 декабря 1907 г. Его Превосходительства Г. Одесскаго Градоначальника, извозчики и частные экипажи все-таки продолжают ездить неправильно по улицам города: не держатся правой стороны, обгоняют быстро и неосторожно друг друга, на перекрестках улиц не сдерживают лошадей, отчего происходят столкновения и несчастные случаи. Кроме того, много извозчиков появляются в особенности в ночное время на промысел в грязном и неряшливом виде и изнуренных и искалеченных лошадях. Все это происходит на глазах постовых городовых и сторожей, которые не обращают внимания на это безобразие, что свидетельствует о слабости надзора со стороны старших чинов Полиции.

Предписываю участковым приставам обратить на это внимание и строго следить за тем чтобы указанные нарушения не повторялись. Постовых городовых и сторожей предупредить, что за допуск таких нарушений на будущее время они будут увольняемы со службы, а на старших будет наложено взыскание».

Такие приказы настолько регулярно появлялись, что, натыкаясь на них снова и снова в одесском архиве, приходишь к выводу, что их эффективность была на очень низком уровне. Впрочем, примерно, как и сейчас.

Тогдашняя полиция даже взывала к извозному самоуправлению. Лидером его в 1908 году был избранный биржевым старостой извозчиков Константин Константинович Гамалея. Ему Градоначальник предписывал «всегда внимательно наблюдать лично и через своих помощников, чтобы извозчичьи выезды были постоянно в исправном виде; хромых, искалеченных лошадей не должно быть у извозчиков; малолетних и пьяных извозчиков не допускать, биржи, где стоят извозчики, должны быть в постоянном порядке и чистоте, извозчики должны вести себя прилично, не сходить с козел и проч».

Что имелось в виду под «и проч» мы запросто находим в следующем приказе.

«Приказ Временнаго Одесскаго 
Генерал-Губернатора
г. Одесса № 21. Февраля 9 дня 1908 г.

Замечено мною, что некоторые владельцы второстепенных и низших гостиниц входят в сделки с извозчиками, обязывая их доставлять с вокзала и пароходных пристаней пассажиров, причем за каждого доставленного пассажира хозяева этих гостиниц, в виде премий, выдают извозчикам вознаграждение.

Поощряемые извозчики, в погоне за вознаграждением, очень часто отказываются везти пассажира в назначенную гостиницу, заявляют о ея закрытии, ремонте или неимении свободных номеров и почти насильно везут в ту гостиницу, с которой вошли в сделку.

Прошу г. Полицмейстера обратить на это внимание и виновных извозчиков привлекать к ответственности, до лишения права ездить включительно.

Временный Одесский Генерал-Губернатор,

Генерального Штаба Генерал-Майoр ТОЛМАЧЕВ».

Ну и как не поговорить об известной одесской проблеме парковок. Обратите внимание на места и улицы — всё те же.

27-го октября 1908 года

№ 231

1) Для поддержания порядка между извозчиками у театров предписываю ставить их в следующем порядке:

1. У городского театра: по Ришельевской улице с правой стороны одноконныя простыя дрожки — головой к Дерибасовской ул. по Ланжероновской от Ришельевской к Пушкинской одноконныя крытыя дрожки головой к — Ришельевской ул. по Ланжероновской до Екатерининской ул. одноконныя дрожки головой к Екатерининской ул.

2. У театра Сибирякова: по Херсонской улице с левой, стороны одноконныя простыя дрожки головой к Преображенской улице по Конной от Херсонской к Софиевской улице одноконныя крытыя дрожки по левой стороне головой к Херсонской ул. по Конной до Княжеской одноконныя дрожки с правой стороны головой к Княжеской улице.

Наблюдение за постоянным исполнением извозчиками этого порядка возлагаю на помощ. моего по наружной части Корочанского, дежурных по театрам чинов полиции и биржевого старосту Гамалею».

Ну что тут скажешь, 110 лет прошло, а проблемы городского движения не сильно изменились.

Александр Бабич


Газета: Вечерняя Одесса
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.