Открытые списки, сложный бюллетень, второй тур, гендерные квоты… Будем жить с вопросами или поищем ответы? Обратимся к человеку, который о выборах знает все, решили мы и пригласили в нашу гостиную руководителя Одесской региональной организации Комитета избирателей Украины Анатолия Бойко.
— Итак, 25 октября в стране состоятся местные выборы, 5 сентября стартовал избирательный процесс. И Комитет избирателей Украины уже заявил о том, что у нас будут самые сложные и самые проблемные местные выборы в украинской истории. Почему?
— Одно из оснований это утверждать — выборы проходят на фоне растущей волны коронавируса. Люди находятся в стрессе, а, значит, психологически более уязвимы. Значит, манипулировать ими легче. Могу предположить, что на этих выборах раздача масок и антисептиков будет более предпочтительна, чем пакеты с пресловутой гречкой…
Далее, местные выборы проходят в условиях продолжающейся административно-территориальной реформы. Напомню, добровольное объединение громад (на начало года было создано только 40% ОТГ) завершилось этой весной составленным на скорую руку перспективным планом. И самое большее, что добавляет неразберихи, — это новые районы. Одесский район, к примеру. Это что за новый орган власти? С одной стороны, логика в его появлении есть — это уже де-факто шаг к какому-то оформлению существующей агломерации вокруг Одессы. То есть это та Большая Одесса, о которой давно и много говорят. С другой стороны, какие полномочия у нового органа власти — Одесского райсовета, в который мы уже 25 октября выберем депутатов? Вся территория области разделена между 92 громадами, у каждой прямое сообщение с казначейством, свои финансы, право распоряжаться землей, ответственность за социальный сектор, медицину, образование. Что делать районной власти? Тем более, есть облгосадминистрация, областной совет, городской совет. Где в этой конструкции место Одесского райсовета? Никто внятно объяснить не может пока…
— Новое избирательное законодательство. Правила для этих выборов существенно отличаются от прежних…
— Новый избирательный кодекс больше всего будет влиять на выборы. Правила абсолютно новые, избирательная система сложная. Хуже всего, что кодекс подготовлен некачественно, с массой процедурных недоработок, которые неспециалистам не очень-то заметны, но о которые уже сейчас спотыкаются члены избирательных комиссий и будут спотыкаться дальше. Две порции правок в Верховной Раде уже прошли, сейчас идет речь о третьей порции, но, как видно, только после того, как поставят на голосование в парламенте законопроект о разрешении проводить опросы общественного мнения в день выборов.
— Кстати, что это за соцопрос, и о чем нас собираются спрашивать?
— Идею продвигает Офис Президента. Суть в том, что парламент планирует наделить Центральную избирательную комиссию полномочиями заказать опрос возле избирательных участков.
— Но и без изменений в закон можно задавать вопросы. Экзит-полы, например, законны…
Сказано: Анатолий Бойко: «Партия мэров, местного самоуправления — на самом деле хорошая, здоровая идея. Это президент может витать в облаках. Премьер-министр может кататься на самокате. А мэру нужно каждый день решать безотлагательно целый ряд вопросов — трубы, электроснабжение, социалка… Не решит— будет коллапс. В такой партии можно подготовить людей к приходу во власть, и эта власть не была бы оторвана от жизни».
— В чем подвох — опрос «попахивает» тем, что в день выборов под эгидой ЦИК хотят провести некий псевдоопрос, как сейчас говорят, по контраверсийным вопросам, есть предположение, что касательно Донбасса. Уже два раза в Верховной Раде проваливали голосование по правкам в кодекс, вынуждая проголосовать за легитимизацию опроса. Вы правильно сказали, кто угодно может проводить опросы общественного мнения в день выборов, и экзит-полы тому пример. Но официальный вопрос официального органа для чего? Чтобы в дальнейшем манипулировать, объединить избирателей вокруг определенной темы? Иначе смысла во всем этом нет.
— Это подобие референдума?
— Отдаленно. По факту это не референдум, но выдавать его за референдум возможно, давать повод говорить, что народ высказался так-то и так-то.
— Вернемся к избирательному законодательству и связанным с ним рискам.
— Глобальный риск — в норме закона о выдвижении кандидатов только от партий (исключение составляют лишь населенные пункты с населением до 10 тысяч человек, здесь сохранена мажоритарная система, соответственно, возможность самовыдвижения). Это негативно повлияет на возможность участия в избирательной кампании независимых новых людей, на качественное обновление депутатского корпуса. Поначалу ведь планировалось, что открытые партийные списки, то есть партийная монополия, будут применены только на выборах в областные и городские советы, где больше 90 тысяч населения, а у других будет возможность самовыдвижения. Но запаниковали партии, так и не выстроившие свою структуру и не особо заявившие о себе, — не мытьем, так катаньем решили «загнать» в свои ряды.
— То есть хочешь не хочешь — нужно примкнуть к какой-либо партии.
— Не к какой-нибудь, а к той, которая потенциально способна преодолеть 5-процентный барьер!
— Хотелось бы, но не будем сейчас «грузить» избирателей подробностями распределения мандатов с избирательными квотами, процедурой подсчета голосов и прочими нюансами. Перейдем к теме — избиратель и голосование. Все говорят о сложностях бюллетеня, оппоненты открытых списков утверждают, что никак не разберется человек, привыкший ставить одну «галочку» и все. Не будем недооценивать избирателя — ему просто нужно внятно все объяснить.
— Система голосования действительно иная. Нужно проголосовать и за партию, и за кандидата (в каждом округе, в Одессе, например, их 8, это будут разные люди). Каждый одессит получит четыре отличающихся по цвету бюллетеня для голосования — за городского голову, депутата горсовета, депутата облсовета, депутата райсовета (Одесский район). Отметку нужно поставить напротив политической партии и рядом вписать номер выбранного вами из партийного списка кандидата, а это от 5 до 12 фамилий. Если избиратель проголосовал только за партию, но не поставил номер кандидата, бюллетень не испорчен, этот голос уходит в общую копилку партии. Но бюллетень будет недействительным, если избиратель не отдаст голос за партию или проголосует больше, чем за одну партию. Если избиратель проголосует за одну партию, а кандидата выберет из списка другой партии, засчитан будет голос только за партию.
— Читатели наши сетуют: поди разберись, кто есть кто в списке.
— И кандидатам нужно добиваться узнаваемости — знакомиться, общаться. И избирателям активнее интересоваться, что за человек, какой у него опыт за плечами, какое его видение будущего и совпадает ли оно с вашим. Как узнать? Газеты, телевидение, интернет, в конце концов, — в помощь. На выборы идти нужно обязательно и помнить, что есть рычаг, который реально позволит провести во власть людей с именем благодаря вашему выбору.
— Можно уже начинать сочувствовать членам избирательных комиссий, для которых ночь подсчета голосов явно перейдет в утро и день. Кстати, Комитет избирателей Украины всякий раз на выборах отмечает некачественную подготовку членов избирательных комиссий. Разве от выборов до выборов, а их у нас традиционно много, нельзя приобрести навыки и усвоить эту науку?
— Все время меняется избирательное законодательство. Сейчас КИУ проводит обучение членов комиссий в Одесской, Николаевской и Херсонской областях, правда, онлайн. Система формирования избирательных комиссий — это проблема, много случайных людей. Мое мнение — необходима сертификация, тогда и сами члены комиссий будут это ценить, и партии будут в них заинтересованы. А так они просто «заробитчане», которые просто на время отвлеклись от своей основной работы.
— Избирательный процесс начался, со вторника началась и регистрация кандидатов. КИУ, как всегда, будет мониторить нарушения. Что это за идея — предложить должностным лицам подписать кодекс поведения?
— Это предложение городским головам областных центров не пользоваться во время избирательного процесса своим козырем — административным ресурсом. То есть взять на себя определенные моральные обязательства. Разошлем на электронные адреса и расскажем, кто откликнулся и не побоялся дать слово не использовать свои полномочия и имущество громады, и кто в итоге слово сдержал.
— И последний вопрос: насколько далеки мы от электронных выборов?
— Очень далеки. Даже такие страны, как США и Япония, не переходят на такой вариант волеизъявления. Электронные выборы чрезвычайно уязвимы для любого внешнего вмешательства. Выключат рубильник — и все. Легко можно вмешаться, переписать цифры, и крайних не найти. Бумажные выборы, как свидетельствуют аналитики, сфальсифицировать больше, чем на 5% без скандала невозможно — правда выйдет наружу. А в электронных — никаких свидетельств. Да и наши избиратели еще далеки от обладания хоть каким-то электронным средством для передачи своего голоса…
Коротко о нововведениях на местных выборах-2020: Второй тур на выборах мэров проводится в городах, где проживает более 75 тысяч человек, если ни один из кандидатов не наберет более 50% голосов. Т.е. такое возможно в Одессе. Мажоритарная система применяется в городах с населением до 10 тысяч человек. Кандидаты могут быть самовыдвиженцами, а не баллотироваться от партий.
Пропорциональная система — в городах с населением от 10 тысяч человек. Списки партий — открытые. В бюллетене нужно поставить две отметки — за партию и за кандидата. Большое количество голосов позволит отдельным кандидатам продвинуться выше в партийном списке и увеличить шансы попасть в местный совет. В списках политических сил — гендерные квоты, то есть не менее 40% представителей одного пола. Ищите женщину…
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Вопрос дежурному в участовой комиссии:
— У вас на заседании комиссии кворум был?
— Не знаю, может, заходил, когда меня не было…
От редакции.Разумеется, не всю тему предстоящих местных выборов мы охватили в разговоре с нашим гостем. Но время еще есть и есть желание ответить на все вопросы, возникающие у наших читателей. Пока надеемся, что встреча в гостиной будет полезна своей информативностью. Спрашивайте — ответим!
Анатолию Бойко мы показали свой мини-стенд с выборной символикой разного времени в ответ на создающийся музей политического трэша. Он пополняется, экспонаты принимаются. А еще подарили ему идею — собирать не только атрибутику избирательного процесса, но и анекдоты о выборах. Народное творчество в этом смысле неиссякаемо.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.