АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Об авторе памятника Дюку


27-05-2019, 14:00 |

Начнем мы нашу статью с неожиданного вопроса к читателю: «Как вы думаете, что может объединить кастильский рыцарский род XIV века, казацкую старшину Украины-Гетманщины XVIII века и Одессу? Казалось бы, связи никакой нет, но она есть.

А подсказку ответа на этот вопрос нам даст англичанин Эдвард Мортон, который жил в нашем городе с 1828-го по 1829 год. Передадим же ему слово: «Днем 4-го мая [22 апреля по новому календарю] 1828 года, примерно на половину двенадцатого, было назначено торжественное открытие памятника герцогу де Ришелье на недавно построенном Новом Бульваре. Я шел туда с целью свидетельствовать о церемонии. Погода была более чем прекрасной, и количество зрителей было таково, что казалось будто бы все жители Одессы присутствовали на ней. Целая эскадра торжественно украшенных флагами кораблей стояла в бухте перед бульваром. Статую временно укрыли полотном.... Перед статуей был построен батальон Уфимского полка... присутствовали граф Ланжерон, граф Северин-Потоцкий, иностранные консулы и другие официальные лица. Вскоре подошли профессора лицея, нынешний генерал-губернатор граф Воронцов, городской голова Одессы, представители духовенства и чиновничества... предстоятель кафедрального собора, о. Куницкий, взошел на трибуну и произнес торжественную речь... Посреди речи полотно, покрывавшее статую, было внезапно спущено, и памятник открылся для рассмотрения...».

С тех самых пор памятник дюку де Ришелье стал неотъемлемой частью нашего города, одной из его «визитных карточек». А сколько сложено о нем песен, анекдотов и городских легенд? Сколько краеведческих и культурологических работ? Сколько картин? Фотографий? Но мало кто знает о скульпторе, увековечившем для Одессы славного французского герцога, о человеке благодаря таланту и рукам которого наш город украсился столь славным памятником. А именно он и есть то самое «связующее звено» — отгадка на вопрос, заданный в начале статьи.

Итак, Иван Петрович Мартос. Кто этот талантливый скульптор? И при чем тут казацкая старшина Украины-Гетманщины и кастильские рыцари? Иван Петрович Мартос родился в 1754 г. в городке Ичня (ныне Черниговская область Украины), а если правильнее, то — сотенное местечко Ичня, Прилуцкий полк, Гетманщина (в середине ХVIII века Левобережная Украина была автономией в составе Российской империи и официально именовалась Войско Запорожское. Позднее в историографии стало употребляться наименование Гетманщина. В Гетманщине сохранялось административно-территориальное деление на полки и сотни, введенное еще гетманом Богданом Хмельницким). Отец будущего скульптора Петр Михайлович Мартос с 1749-го по 1755 год. был сотенным атаманом в ичнянской казацкой сотне. Прадед же Ивана Петровича, Мартин Васильевич Мартос был лубенским полковым судьей (1698—1706) и кумом гетмана И. Мазепы. Во многих биографиях скульптора Ивана Мартоса, в том числе и в Википедии, указывается, что он родился в семье мелкопоместного дворянина. Еще, как вариант, пишут «родился в семье обедневшего помещика». Дело в том, что Мартосы, как и многие представители старшинских родов Гетманщины, происходили из шляхетских родов. Так, основатель рода Мартин Мортос был шляхтичем герба «Осория». С 1781 года (после упразднения Екатериной — гетманской власти) в Украине стали работать комиссии по приравниванию казацкой старшины к соответствию табели о рангах Российской империи. Часть казацкой старшины получила в 1783 и 1788 гг. армейские чины — от прапорщиков до премьер-майоров, что давало право на дворянский статус.

Кроме того, по одной из гипотез, основанной на семейных легендах, Мартосы происходили из кастильского рыцарского рода. В Испании есть старинный город Мартос в испанской провинции Хаэн. В испанской, да и во французской, традиции было принято выбирать фамилии от названий городов. В Испании и сейчас известен род маркизов де Мартос. По легенде один из этих Мартосов переселился из Кастилии в XIV веке в Великое княжество Литовское (в состав княжества входила Белорусь, большая часть тогдашней Украины и даже левобережная часть Молдавии), а исследователям известно, что именно из западной Беларуси и прибыли в свое время в Гетманщину Мартосы. Родовод Мартосов приведен в «Малороссийском родословнике, т. 3» В. Л. Модзалевского, изданном в 1912 г.

Но вернемся к самому Ивану Петровичу. Он поехал на учебу в Петербургскую Академию художеств в 1764 г. в возрасте 11 лет А произошло это так. У отца будущего скульптора был родственник, священник. Он заметил явные склонности Ивана к ваянию, уговорил отца отдать сына в Академию художеств, которая недавно открылась в столице (1761 г.), и лично отвез туда мальчика. А далее была учеба в Петербургской Академии художеств (1764—1773 гг.), и за границей (Иван Петрович был стипендиатом академии в Риме 1773—1779 гг.).

По возвращении в Санкт-Петербург был определён преподавателем ваяния в Академии, а в 1794 г. стал старшим профессором, в 1814 г. — ректором и в 1831 г. — заслуженным ректором скульптуры.

Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий. Достаточно назвать памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади или бронзовую статую Иоанна Крестителя, украшающую собой портик Казанского собора в Петербурге. Многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в Российской империи, но и за границей. Все гениальные скульптуры Мартоса делались в его мастерской в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Заказчики сами ездили в столицу к уважаемому мэтру. Платили знаменитому скульптору за его произведения большие деньги, на которые он и содержал свою многочисленную семью. Уже современники очень высоко и лестно высказывались о скульптурных творениях Ивана Мартоса. Так барон Врангель назвал его «поэтом мечтательной и грустной грации», а композитор М. Глинка говорил о нем: «Его мрамор плачет».

Кроме памятника герцогу де Ришелье, который так прославил Одессу (и органично вписался в её бытие), талант скульптора украсил украинскую землю еще такими произведениями, как надгробие Ильи Михайловича Высоцкого, установленное на кладбище Выдубицкого монастыря (Киев); надгробие гетману Кириллу Разумовскому для Воскресенской церкви в Батурине (бывшей гетманской столице Украины); и одно из самых удачных творений Ивана Петровича — памятник князю Потемкину в Херсоне. А работами по установке надгробия созданного И. Мартосом для фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского в Киево-Печерской лавре руководил Ж. Ф. Тома де Томон (тот самый, что строил для Одессы первый оперный театр).

Владимир Балабай писал о Мартосе в своей книге «На землi Iчнянськiй»: «Система воспитания оторвала гениального скульптора из Украины. Национальная тема в его творчестве вовсе отсутствует. А его любовь к Украине проявлялась только в желании посетить родную землю. Но за свою долгую жизнь он так и не успел этого сделать, имея все возможности». Скульптор действительно помнил о своих родовых корнях. В Санкт-Петербурге существовало достаточно сплоченное малороссийское землячество, от земляков он и узнавал новости из Украины. «Я воображаю, что вы окружены прелестными видами величественного Днепра и окрестностей Киева; пожалуйста, опишите их, ваше перо послужит картиною, с них списанною. Киев все хвалят, но описания я нигде не читал, ни даже в «Сыне Отечества», в котором все пишут». Так писал Иван Петрович в письме своему племяннику, живущему в Киеве. От племянника же Иван Петрович получал посылки, которые передавались с оказией. Популярным продуктом, часто передаваемым в посылках, было украинское сало. Мартос не решался на дальние поездки по состоянию здоровья и из-за преклонного возраста, всю почту отправлял с курьерами или оказией. Так, сопроводительное письмо к эскизу памятника герцогу Арману де Ришелье, в котором излагалась концепция памятника, скульптор в феврале 1824 г. отправил в Одессу с курьером, а проект представил одесситам архитектор А. И. Мельников. Он же вместе с итальянским архитектором Ф. К. Боффо был автором постамента памятника.

Умер И. П. Мартос в Петербурге 5 (17) апреля 1835 года. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено на Лазаревское кладбище.

Память о знаменитом скульпторе Иване Мартосе бережно сохраняется на его родине в городе Ичня Черниговской области. И. П. Мартос — гордость местных жителей, его называют гением из Ични, в 1980 г. благодарные ичнянцы установили ему памятник на центральной площади города, а к 225-летию со дня его рождения о жизни и творчестве скульптора был снят документальный телевизионный фильм. Есть в городе и улица Ивана Мартоса.

И мы, одесситы, также бережно и с любовью храним в нашем городе память о выдающемся украинском скульпторе, память, воплощенную в самой известной из всех одесских скульптур. Скульптуре, что каждое утро приветствует поднимающееся над Одессой солнце, скульптуре, которая объединила в себе рыцарей знойной Кастилии, отважных украинских казаков и шумный, южный, многонациональный город-порт.

Олег РОВНЕР. Руководитель проекта — Александр БАБИЧ


Газета: Вечерняя Одесса
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.