АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Михаил Ефимов. Они оставили след в истории Одессы


15-11-2021, 17:00 |

140 лет тому назад, 13 ноября 1881 года, в селе АпольеДуховщинского уезда Смоленской губернии родился Михаил Никифорович Ефимов (1881-1919 гг.) - первый дипломированный пилот России.

 

В конце XIX века в поисках лучшей доли семья Ефимовых переезжает в Одессу, где поселяется в доме № 24 на Княжеской улице. Отец, гренадер, отличившийся при штурме Плевны, долгое время маялся в Одессе без работы, пока не устроился простым рабочим в мастерские Российского общества пароходства и торговли. Михаил в 1902 году окончил Одесское железнодорожное техническое училище и работал электриком-наладчиком телеграфа Юго-Западной железной дороги.

Михаил Ефимов с детства увлекался велосипедом, а затем и мотоциклом. В 1908 году он – чемпион России по мотоциклетному спорту. Созданный в марте этого же года одесский аэроклуб оказал огромное влияние на формирование Ефимова как пилота. Первый летательный аппарат одесский аэроклуб приобрел в 1909 году.

Первый полет на планере в одесском аэроклубе совершает Михаил, это был и первый в его жизни самостоятельный полет. А через некоторое время уже все одесские газеты называют Ефимова “рекордсменом по количеству полетов на планере”.

 

Один из почетных председателей одесского аэроклуба, банкир Ксидиас, решил купить аэроплан у французского пилота и конструктора Анри Фармана. Он обращается к Ефимову. Ефимов принимает предложение и выезжает во Францию – в небольшой городок Мурмелон. В мурмелонской летной школе Михаил проявляет себя как один из самых талантливых учеников. Обучением его занимается сам Анри Фарман. Михаил Ефимов становится дипломированным пилотом – первым из русских авиаторов (диплом № 31 от 15.02.1910). Более того, Фарман решил оставить Ефимова в школе в качестве инструктора.

В феврале 1910 года Ефимов прибывает в ставшую ему родной Одессу и в марте совершает свой знаменитый полет на аэроплане “Фарман-4”. Ефимов взлетает, делает три круга на высоте 50 метров и плавно опускается на землю. Всего в тот день Ефимов совершил пять полетов, в том числе два – с пассажирами: Анатрой и Ксидиасом.

 

Благодарная публика несла любимца Одессы на руках, он снова взмыл в воздух, на этот раз без аэроплана, но с лавровым венком на шее. Такого аншлага ипподром не видел больше никогда. Даже с крыши тюрьмы Ефимову рукоплескали арестанты.

 

Авиаторы: А.А. Васильев,
С.И. Уточкин и М.Н Ефимов

Всего через 23 дня взлетит Сергей Уточкин, но памятники в Одессе и Гатчине поставят именно Ефимову.

А Михаил продолжал удивлять мир своими полетами. Имя его становится легендарным. Во время всероссийского праздника воздухоплавания в Петербурге в жизни Михаила Никифоровича происходит знаменательное событие. Он знакомится с профессором Н.Е. Жуковским. Автор всемирно известных трудов по воздухоплаванию просит Ефимова совершить несколько показательных полетов в Москве. Ефимов соглашается, и еще долго его имя не сходит с уст москвичей.

После Москвы Михаил едет в Севастополь, где неподалеку, в Каче, ему предложили место главного инструктора в первой в России Севастопольской военно-авиационной школе. Здесь он проявил себя не только как прекрасный пилот, но и как талантливый изобретатель.

В 1912 году Ефимов разработал приспособление, позволявшее пилоту запускать авиационный двигатель без посторонней помощи.

1914 год. Началась Первая Мировая война. Михаил Ефимов подает рапорт об отправке его на фронт. С апреля 1915 года он начинает службу в качестве летчика-охотника (добровольца) в 32-м авиационном отряде на Западном фронте. Ему присвоили чин прапорщика. Мужественный летчик, он становится полным Георгиевским кавалером и награждается орденом Анны III степени с мечами. Ефимов воевал в 6-м авиаотряде и 4-м отряде истребителей.

В начале 1917 года он был переведен в гидроавиацию Черноморского флота. Здесь Михаила застала весть о февральской революции. Ефимова назначают флагманским летчиком при комиссаре гидроавиации.Весной 1918 года в захваченном немцами Севастополе Ефимов был арестован. Из тюрьмы он вышел только тогда, когда Красная Армия освободила город. После занятия в июле 1919 года Севастополя деникинскими войсками Ефимов отступил с Красной Армией из Крыма в Одессу. В августе 1919 года Одессу захватывает белогвардейский десант. Ефимов скрывался, но был арестован и 19 августа 1919 года расстрелян.

По инициативе астронома Тамары Михайловны Смирновой, 31 мая 1988 года Международный планетный центр утвердил название “Ефимов” для малой планеты № 2754. В официальном извещении сообщается, что название дано “в память русского авиатора Михаила Никифоровича Ефимова (1881-1919), который в числе первых летчиков осуществил спирали и виражи”.

 

 

27 апреля 2005 года в Одессе на территории Госпредприятия МО Украины “Одесавиаремсервис” в торжественной обстановке был открыт памятник М.Н. Ефимову.

 

Леонид Рукман, инженер



 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.