В выставочном пространстве "Квартира № 6" Муниципального музея личных коллекций имени А. В. Блещунова (Польская, 9) работает выставка одесских художников, преподавателей "Грековки" Моисея Муцельмахера и Дины Фруминой, получившая название "Искусство принадлежит народу".
Сегодня с таким мастерством умеет писать далеко не каждый дипломированный живописец, а сюжеты - простые, лирические, есть и революционная героика, без которой мало кто обходился в советские времена.
- Многократно в воспоминаниях выпускников одесского художественного училища встречал добрые слова о преподавателе Моисее Муцельмахере, - рассказал вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. - Запомнил кличку, под которой о нем говорили - "Муцик". Но не видел, а может, не запомнил его картин. В архиве художницы Дины Фруминой искусствовед Тамара Михайличенко обнаружила десяток этюдов Муцельмахера, который был учителем Фруминой.
Родился Моисей Давидович Муцельмахер в Одессе в 1900 году. До революции поступил в наше художественное училище, занимался у Тита Дворникова, затем у Теофила Фраермана. В Одессе рисовал плакаты, как и многие художники. Но недолго - уехал в Москву, поступил в полиграфический институт к Владимиру Фаворскому. Стал художником книги.
И все же вернулся в Одессу, а здесь иллюстрировать было нечего - издательства переместились в Харьков, в Киев. И пошел Муцельмахер преподавать в училище с 1931-го по день смерти, а умер со студентами на этюдах в 1961 году. Прерывался лишь на годы войны, служил в минометных войсках, в разведке, получил боевые ордена. А вот как художник почти не реализовал себя.
Несколько больших - заказных картин. Ощущение, что нелюбимый труд. К ним более легкие, профессиональные этюды. Да, писать многометровое полотно - конница Котовского входит в Одессу в 1920 году - было нужно, но скучно. А вот писать этюды лошадей можно было в свое удовольствие. Помните эти ленинские слова "Искусство принадлежит народу", растиражированные по всем кинотеатрам, музеям, выставочным залам.
И вот эти картины, штурм одесского вокзала большевиками в 1918 году, которые воспитывали нелюбовь к живописи. Ведь живые этюды к этим монстрам оставались в мастерских художников.
А рядом - замечательный зал тонкой живописи Дины Михайловны Фруминой. Художница родилась под Одессой, в Ананьеве в 1914 году. В 1929 году, приехав в Одессу, начала заниматься живописью. Первый учитель Муцельмахер. Но учили ее и Михаил Жук, и Теофил Фраерман в Одессе, Федор Кричевский в Киеве, Петр Корин в Москве. Показывала свои работы, общалась в Самарканде, куда перевели в годы войны Киевский художественный институт, с Робертом Фальком... Так что учителя у Фруминой были славные.
Вернувшись в Одессу, в 1946 году в Музее западного и восточного искусства провела первую персональную выставку - "Этюды Самарканда". И сразу окрики в прессе - формализм, преклонение перед Западом, космополитизм...
Многие художники в таких случаях переставали писать. Фрумина не из таких. Она не прекращала все годы работать. Ее живопись становилась тоньше. Понимание мира - глубже. А для того, чтобы прокормить семью, преподавала. И это делала с полной отдачей. Среди ее любимых учеников - Слава Сычев, Люсик Межберг, Осик Островский, Люда Ястреб, Гена Малышев... И они отвечали ей любовью. Дина Михайловна прожила долгую жизнь. Она умерла в 91 год, в 2005-м, когда уже прошли ее большие выставки, была издана книга ее воспоминаний. И все равно ее творческое наследие столь велико, что и на нынешней выставке есть работы, которые увидел впервые. Здесь представлены и среднеазиатские этюды, и одесские пейзажи, и цветы, которые всегда любила писать художница. Если бы я искал одно слово, которым хотел бы выразить впечатление от этой экспозиции, я сказал бы - достоинство. С чувством достоинства, с высоко поднятой головой прошла эта миниатюрная женщина по трудным дорогам ХХ века. Не испугалась. Осталась сама собой. Не предала талант, данный богом, взращенный учителями. Значит, все-таки было два пути. Согнуться и приспособиться или не опускать голову. Думаю, такой урок этой выставки.
Живопись сохранилась. Изданы мемуары. Изданы стихи, что писала Дина Михайловна Фрумина... Ведь и вправду - хорошее искусство должно помогать жить народу. И тут вернусь к ленинским фразам, записанным Кларой Цеткин. Обычно их вывешивали две. "Искусство принадлежит народу" и "Искусство должно быть понятно народу". Вот на этом и строилась вся проработка творцов. Но это была фальсификация. Простой подлог. У Клары Цеткин эта фраза была записана так: "Искусство должно быть ПОНЯТО народом". Впервые в шестидесятые годы это опубликовал в своей книге Вадим Кожинов. Но партия лозунги не сняла, не извинилась. Нет той партии, нет того народа, а искусство есть.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.