АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Как в разгар гололеда в Одессе зацветала Белая акация


15-05-2019, 15:00 |

О том, что знаменитая оперетта «Белая акация» Исаака Дунаевского (пьеса — В.Масс и М.Червинский) — это, как говаривают в Одессе, «наше все», мы знаем. Вот только все ли мы знаем? И “Акация фест” стал поводом узнать настоящую городскую легенду ещё лучше.

Не торопитесь! Одесский краевед Евгений Гринкевич, представленный на третьем фестивале «Акация Фест» как одессовед и одессолюб, автор проекта «Где идем?», везет любопытствующих (а их таки очень много!) по удивительному маршруту. Проведя несколько часов с Евгением, я убедилась: мы знаем о «Белой акации» далеко-о-о-о не все. Не так-то просто, оказывается, стать символом города, а стать им театральной постановке — тем более. Слушала, порой хотелось воскликнуть: «Бывает же!»…

Самый одесский материал

Итак, как начинает Евгений Гринкевич, оперетта «Белая акация», то есть, «самый одесский материал», производился на свет вовсе не одесситами. 31 декабря 1953 года Львовский театр оперетты переехал в Одессу. Так было решено «наверху», так и свершилось.

— Артисты переезжали из Львова в Одессу вместе с семьями, собаками и вещами, то есть, на ПМЖ. В труппе театра не было практически ни одного одессита. Вскоре было решено, что пора изменить обычный репертуар, хотелось поставить что-то «одесское». И уже летом 1954 года Исаак Дунаевский приезжает в Одессу, чтобы, как он сам говорил, подышать одесским воздухом, впитать его и создать то самое, в «одесском духе», — рассказывает Евгений.

Море, одесские дворики, где композитора сразу попытались накормить чем-то вкусненьким (это происходило, как установил Евгений Гринкевич, во дворе дома № 28 по ул. Приморской, там сейчас все изменилось коренным образом), цветущая акация… Все это произвело на композитора огромное впечатление, он и в самом деле впитал одесский воздух — в прямом и переносном смысле. И уже вскоре стало ясно, что герой оперетты будет моряком, а если моряком, то, конечно же, Костей, да и не просто моряком, а китобоем, которые в те времена были особо «в чести».

— Будущая оперетта, так и «выливалась» из авторов, они ее творили с потрясающей быстротой, что называется, на одном дыхании. Летом 1955 года материал был практически готов, — рассказывает Евгений.

Нелирическое отступление: мы знаем, что «Белая акация» — последнее творение Дунаевского. Он внезапно скончался, так и не увидев триумфа своей оперетты. Но есть очень тяжелое «но» в судьбе создания этой такой легкой, такой воздушной оперетты.

— Конечно, долгое время умалчивалась настоящая причина внезапной кончины композитора. Он застрелился. Дунаевский не смог пережить тяжелой истории, которая произошла с его сыном. Сын сильно проигрался, сумма была огромная. Бандитские элементы, с которыми был связан сын, начали серьезный «наезд» на членов семьи Дунаевского. Композитор был очень надломлен психологически, он не выдержал всего этого и покончил жизнь самоубийством. Он даже не успел закончить свое произведение. По его наброскам писать музыку закончил К.Молчанов, — рассказывает Евгений.

Аромат акации в разгар зимы

Но у самого детища Дунаевского — оперетты «Белая акация» — уже складывалась своя собственная судьба, причем, звездная.

Ее премьера состоялась в Одессе 29 января 1956 года. Евгений Гринкевич рассказывает, что накануне этого дня в Одессе прошел сильный ливень, потом, как это у нас бывает, грянул мороз, и в городе началось обледенение. Но при этом в театре состоялся не просто аншлаг.

— Театр находился не там, где сегодня, он переехал гораздо позже. Одесская оперетта тогда размещалась на ул. Греческой – там, где сейчас расположен Театр юного зрителя. Кстати, только одна сцена сегодняшнего Одесского академического театра музыкальной комедии им. М.Водяного равна всей площади того театра, где состоялась премьера «Белой акации» в Одессе.

Одесса не просто приняла спектакль «о себе», она влюбилась в артистов, которые вовсе ведь не были одесситами, она сразу приняла их в свою семью — как старый одесский двор, где все обо всех знают (зачастую больше, чем люди сами о себе), делают однажды «своей» недавно въехавшую семью.

…Мы входим в помещение ТЮЗа, где произошло это ставшее уже историческим событие, когда в разгар гололеда в Одессе вдруг расцвел пышным цветом цветок-символ города — белая акация. Евгений рассказывает, что бутафорная акация была изготовлена столь мастерски, что люди потом говорили, что ощущали ее аромат. Именно в этих стенах киностудия «Молдова-фильм» вскоре снимала фильм «Белая акация», а исполнители главных (впрочем, в этой оперетте нет второстепенных) ролей проснулись однажды знаменитыми — на всю страну. И остается только догадываться, почему чести снимать этот фильм не была удостоена Одесская киностудия.

Несколько любопытных фактов от Евгения Гринкевича

— Премьера оперетты «Белая акация» в бывшем СССР состоялась вовсе не в Одессе, а в Москве в ноябре 1955 года. Но потом, сравнивая эти два спектакля, даже столичная пресса все же особо отметила одесскую постановку.

— Многие горожане, прослышав, что только что приехавший из Львова театр ставит в Одессе спектакль «за одесситов», каким-то невероятным образом проникали в театр, расположенный на ул. Греческой, и просто-таки мешали репетиционному процессу, давая навязчивые советы, как должна быть одета и какую прическу носить та или иная героиня, что таки в Одессе носят, а что нет, как говорят, и так далее. Даже рассказывали, какие песни нужно исполнять в спектакле, так и говорили: «Я вот вам счас спою, как должна петь настоящая одесситка!».

— Было сразу решено не допускать в спектакль нарочитых «одессизмов»: герои должны говорить нормально. Исключение было сделано, да и то совсем немного, только интонационно, для Яшки-буксира, роль которого исполнял Михаил Водяной.

— Песня Тони Чумаковой сначала звучала на главных городских часах (старейших!) на бывшем здании городской биржи, а потом стала и официальным гимном города.

— На афишах, извещавших о предстоящей премьере «Белой акации» в Одессе, сообщалось также и о том, что спектакль посвящен ХХ съезду КПСС, что, впрочем, никого в те времена не удивляло.

— Михаил Водяной жил в доме на углу Дерибасовской и Екатерининской. Там же располагалась ЧПОРП «Антарктика», этот дом еще называли «домом китобоев». Так удивительно совпали в судьбе Водяного дом, где он жил, и судьба его героя Яшки-буксира, который так не хотел быть китобоем («Почему я должен стрелять в этих китов, что они мне сделали плохого?!»).

— Михаил Водяной очень серьезно и кропотливо готовился к роли Яшки-буксира. Ходил по Одессе, присматривался к молодым людям. Однажды увидел на одессите вычурный длинный галстук и понял, что такой должен носить его герой. Ну а яркую рубашку («гавайскую»), расписанную пальмами и южными зверями, он тоже высмотрел на одном из прохожих, просил ее продать или хотя бы рассказать, где можно такую купить, ему это нужно для роли. Одессит в результате эту рубашку просто подарил артисту.

— Как выглядит гарпун, пусть даже из «маленьких», можно увидеть, когда вы проходите мимо здания Музея морского флота (Английский клуб). На его балконе и установлено то самое «орудие», которое использовали китобои.

Встретить китобоев? Пожалуйста!

Кажется, мы уже узнали практически обо всем, что в Одессе так или иначе связано с «Белой акацией»? Позвольте, а как же в Одессе встречали китобоев, которые порой чуть ли не почти на год уходили в рейсы?

Вы скажете, что об этом рассказывается и в спектакле, и в фильме по спектаклю?.. Не торопитесь, есть возможность самому сыграть роль такого счастливчика-счастливицы.

— Одесситы шли встречать своих китобоев, и в самом деле часто просто ломая по дороге ветки белой акации. Обязательно играл оркестр, наблюдался небывалый ажиотаж. Все такси города — к слугам долгожданных героев. Бывало и так: китобой с женой едут домой в одном такси, другое везет его вещи, а третье — только его фуражку. Могли себе позволить! И, кстати, встречали с огромной радостью китобоев и одесские фарцовщики. Ну а одесские рестораны после их возвращения, по сути, работали только «на них». Праздновали возвращение долго и со вкусом. Гуляли!.. — рассказывает Евгений.

Мы не успели дослушать. Наша экскурсия проходила во время проведения ставшего уже традиционным фестиваля «Белая акация», который проводит Одесский академический театр музыкальной комедии им. М.Водяного. Значит, жди чудес. И чудо произошло! На Приморском бульваре перед нами вырос человек с мегафоном, который настойчиво сообщил, что все мы сейчас будем репетировать… встречу китобоев.

Да, мы в Одессе, а здесь возможно все. Герой спектакля «Белая акация» Апп (артист театра Музкомедии, лауреат международного театрального фестиваля «Vasara» Денис Фалюта) сразу приступил к делу. Кто-то получил кинокамеру, кто-то — реквизит: связку бубликов, спасательный круг, даже младенца.

— Создаем образы! Быстро создаем!!! Значит так, мамаша, вы встречаете мужа. У вас на руках — двухмесячный младенец, его сын. Вы особо волнуетесь, на то есть причины: муж полтора года был в рейсе, а ребеночку только два месяца!.. Так, а вы, воспользовавшись ситуацией, будете настоятельно просить милостыню, у вас это прекрасно получится. Когда китобои приходят, заработок вам гарантирован отличнейший, так что пойте что-нибудь пожалобнее!.. Так, а вы, молодой человек, на всякий случай, тонете, все-таки порт, мало ли что случается, вот вам спасательный круг. Создаем образы, создаем картинку радостной встречи! Всем цветы! Вам — связка бычков, вам — камбала!..

И нужно было видеть, как все сразу, в том числе и наш гид, включились в репетицию — под общий хохот, под живое желание хотя бы таким образом приобщиться к спектаклю, ставшему не только символом и душой города, но и страницей его истории, которая, кажется, никогда не пожелтеет от времени…

Мария Котова


Газета: Одесская жизнь
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.