Моему удивлению не было предела. Как «маленькая и хрупкая девочка», которую я знаю, может бесстрашно управлять огромным самолетом? И как оказалось — таки да, наша одесситка покоряет бескрайние просторы неба Европы.
— Когда ты поняла, что хочешь стать пилотом? Это была твоя мечта детства?
— Стать пилотом не было моей мечтой детства. Я не вглядывалась в небо каждый раз когда пролетал самолет, наоборот, это было чем то обыденным, ведь дедушка и папа всегда были связаны с авиацией. Идею поступить в летное подкинул папин друг — пилот грузового «Антонова». Мне тогда было 17 лет и это показалось интересным, еще не понимала что ждет впереди — не бесконечные путешествия и беззаботная жизнь, как в сериале «Pan Am» («Пан Американ» — американский телесериал, действие которого разворачивается в середине 1960-х годов, в центре сюжета жизнь пилотов и стюардесс — прим. ред.). — Работа над собой, упорство, труд и многое еще чего. Сейчас, летая год на швейцарском самолете Pilatus PC-12 NG, я понимаю, что это того стоило! В трудные моменты моей опорой были близкие, их помощь бесценна, без нее никуда.
— Где ты училась?
— Я закончила Кировоградскую летную академию. Поступить было не сложно, если подготовиться. Экзамены — английский, математика и украинский, плюс физический тест и тест на сообразительность. Я прошла по росту, он должен быть не ниже 160 сантиметров, у меня как раз 160. Ограничения есть: в основном по зрению и хроническим заболеваниям. Если бы меня спросили о трех обязательных качествах для пилота — то это тяга к знаниям, настойчивость и умение взять себя в руки в любой ситуации. Ну и еще способность спать в любом месте и положении.
— Ты достаточно хрупкая девушка. Я знаю, что пилотами служат в основном мужчины. Спрашивают ли они, что девушка делает у штурвала самолета?
— Да, спрашивают, и понимаю удивление людей, но вопрос порядком поднадоел. Кстати, задают его только наши люди, ни разу не слышала ничего подобного от европейцев. Самолетом управляют в первую очередь мозгами, я считаю. Эпоха тяжелых штурвалов уже давно позади. Но люди относятся к этому по разному. Опять же, для европейцев не имеет значения твой пол и внешний вид. Они в первую очередь видят в тебе специалиста. Сегодня женщин пилотов становится все больше, и это радует! Я их не вижу, но слышу в радиообмене. — Процент женщин авиаторов на западе естественно выше чем у нас. И, кстати, сковывающего страха перед полетом и высотой у меня не было никогда.
— Как сейчас у тебя с работой?
— Сейчас работу найти сложно, конкуренция на рынке труда огромная, подготовленных специалистов, уволенных из-за коронавируса, тоже много. Но все возможно! Авиация — это безграничные возможности при должном упорстве. За год я облетаю примерно 30 аэропортов. Из самых интересных: Ницца, Попрад Татры, Тиват, Дубровник.
— Поделись чувствами. Каково это вести самолет?
— Мой любимый момент — лететь на эшелоне и под гул двигателя рассматривать что происходит на земле. Все кажется таким маленьким, незначительным, понятным. Забываешь о проблемах. При управлении всегда чувствую собранность и немного гордость за то, что я умею это делать. Кстати, у меня спрашивают, похоже ли вождение самолета и авто. Автомобиль я тоже вожу, что то схожее есть, но комфортнее чувствую себя в самолете.