КОНТАКТЫ
Информация должна быть свободной.
Ссылка — норма приличия.




При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Copyright © 2018.
Top.Mail.Ru


 РАЗГОВОР С БОГОМ НА ЯЗЫКЕ МУЗЫКИ


1-01-2020, 13:00 |

Уходящий 2019-й был богат на яркие культурные события. И все-таки на фоне многочисленных фестивалей, концертов и выставок выделяется приезд в Одессу Кшиштофа Пендерецкого — всемирно известного польского композитора, чье имя стоит в одном ряду с величайшими мастерами ХХ века. За этим воистину эпохальным событием в культурной истории города следили наши корреспонденты.

ВОИСТИНУ ВЕЛИКИЙ

Кшиштоф Пендерецкий родился 23 ноября 1933 года в городе Дембица, история которого начинается еще в 14-м веке. Родословная у Маэстро — многонациональная: среди его предков, помимо поляков, украинцы, немцы и армяне. Так что предпосылки его гениального дара — генетические. Но генетика — это хорошо, а таланту нужны условия для развития. К счастью, в семье адвоката Пендерецкого любили музыку и мальчика с детства учили играть на скрипке и фортепиано. Но решающим поводом для серьезных занятий музыкой стал для юного Кшиштофа подарок школьной подруги — антикварное издание сочинений Баха. Прежнее намерение стать моряком отпало, отныне и навсегда музыка стала главным смыслом его жизни.

Подростком Кшиштоф играл в духовом оркестре Дембицы, а в гимназии создал собственный оркестр, в котором был и скрипачом, и дирижером. Став студентом Краковской консерватории, Кшиштоф знакомится не только с творчеством общепризнанных классиков, но и с тогдашними "авангардистами" вроде Пьера Булеза и Луиджи Ноно. Личное знакомство с последним во время визита Ноно в Краков оказало огромное влияние на композиторский стиль молодого поляка.

Сам о себе. "В 50-х годах прошлого века я писал музыку в традициях неоклассицизма. Тогда, после Войны, это было самое серьезное и глубокое направление в классической музыке. Мы все вдохновлялись поздним Стравинским.... Но, в 1956 году я писал уже авангард. Тогда авангард был под запретом, а мне очень хотелось экспериментировать. Так в конце 50-х годов я стал композитором-авангардистом. Это был, наверное, самый интересный период моей жизни. Я был полон новых идей, и каждый день воплощал их в жизнь. Это был период постоянных экспериментов, попыток вырваться за пределы, существовавшие в мировой музыке с помощью новых изобразительных средств".

Его творческая карьера развивается стремительными темпами. В 1959 году он побеждает на всепольском композиторском конкурсе, а в начале 1960-х его сочинения привлекают внимание музыкантов всего мира. В ту пору Пендерецкий считается одним из главных представителей восточноевропейского музыкального авангарда. Он активно экспериментирует, вплоть до того, что для адекватного воплощения своих замыслов использует в партитурах специально придуманные им знаки.

Заслуженный журналист Украины Игорь Покровский, руководитель телеканала "Медиа-информ", признается, что в бытность свою студентом Одесской консерватории партитуры сочинений Пендерецкого воспринимал как какой-то таинственный шифр. Что неудивительно хотя бы по такому показательному примеру: сочинение для 48 струнных "Полиморфия" было основано на энцефалограммах больных людей, сделанных во время прослушивания ими "Плача по жертвам Хиросимы".

С середины 1970-х годов музыкальный стиль композитора волюционирует в сторону большей традиционности, тяготеет к неоромантизму. Возможно, сказалось то, что на протяжении 15 лет, с 1972 по 1987 гг. Пендерецкий возглавляет Краковскую консерваторию. А его музыка звучит в фильмах знаменитых режиссеров Алена Рене "Люблю тебя, люблю", Уильяма Фридкина "Экзорцист", Стэнли Кубрика "Сияние", Анджея Вайды "Катынь", Мартина Скорсезе "Остров проклятых", Дэвида Линча "Внутренняя империя", Альфонсо Куарона "Дитя человеческое", Александра Муратова "Моонзунд", в сериале "Секретные материалы".

Сам о себе. "Потом я пережил увлечение поздним романтизмом... Это было моей сознательной реакцией на неожиданно возникшую популярность авангардной музыки... Она потеряла свои первоначальные качества, стала выхолощенной и зацикленной лишь на себе самой. Это была бесплодная продукция. И тогда я вновь развернулся в музыке на сто восемьдесят градусов и стал все делать иначе".

Композитор является почетным профессором нескольких десятков музыкальных академий мира, в том числе двух украинских — Киева и Львова, а также обладателем премии императора Японии, которая приравнивается к Нобелевской в сфере культуры. Также в списке его наград — премия Артюра Онеггера, премия Сибелиуса от Фонда Вихури, Национальная премия Польши и Композиторская премия Луисвилльского университета, Большой крест ордена "За заслуги перед Федеративной Республикой Германия", австрийский почетный знак "За достижения в области науки и искусства", Музыкальная премия Международного музыкального совета ЮНЕСКО, орден Княжества Монако "За заслуги в области культуры", Большой крест Мальтийского ордена Pro Merito Melitensi. В 1995-м и 1996 годах Пендерецкий становился лауреатом премии "Эмми" Американской телевизионной академии...

Так что нетрудно понять из вышеприведенного, с каким интересом и нетерпением ждали мы приезда легендарного классика, одного из очень и очень немногих ныне живущих музыкантов, в отношении которого слово "великий" не является преувеличением.

Тем более, что в Большом зале Одесской филармонии впервые в Украине должна была прозвучать знаменитая Седьмая симфония Кшиштофа Пендерецкого "Семь врат Иерусалима" в исполнении нашего Национального филармонического оркестра под управлением Хобарта Эрла и Национальной заслуженной академической капеллы Украины "Думка" (художественный руководитель — Евгений Савчук).

И ЗДЕСЬ — ПЕРВЫЙ

Накануне концерта состоялась встреча композитора с мэром Одессы Геннадием Трухановым, который назвал наш город "культурной столицей Украины" и поделился хорошей новостью: скоро состоится торжественное открытие отреставрированного дома Руссова. Мэру этот дом напоминает музыкальное произведение.

— Являясь примером украинского патриотизма, Одесса остается городом, в котором живут люди более сотни национальностей, здесь представлены все религии мира, — отметил городской голова. — Ваш колоссальный проект вписывается в нашу одесскую ментальность. Само название этого произведения много говорит любому верующему человеку.

Мэр также напомнил о знаменитой скрипичной школе Одессы и рассказал гостю о фестивале "Золотые скрипки Одессы".

Композитор заметил, что много слышал о нашем городе от скрипача Абрама Штерна. Кстати, по первому образованию Кшиштоф Пендерецкий — тоже скрипач.

— Одесса — колыбель скрипачей, — заявил пан Кшиштоф. — Я очень благодарен судьбе за то, что мы все смогли тут встретиться, и надеюсь, что это будет не последний мой визит в Одессу. У меня было много встреч в моей жизни, но так искренне и сердечно меня не принимали нигде и никогда.

— Мой муж очень ожидал этой поездки и рад здесь быть, — засвидетельствовала супруга Маэстро пани Эльжбета. — На последней репетиции он очень волновался. Но у вас отличный оркестр и отличный хор "Думка".

Хобарт Эрл не мог не поделиться своими впечатлениями от инструментария, который используется при исполнении Седьмой симфонии "Семь врат Иерусалима". И прежде всего поражает тубафон — уникальный музыкальный инструмент, состоящий из подвесных труб весом до 180 килограммов, причем самая длинная труба достигает девяти метров.

— Никогда еще наша сцена не была такой насыщенной, — признался маэстро. — Тубафон располагается над оркестром, а группа медных духовых — на балконе, это обеспечивает немного архаичное, торжественное звучание.

Дирижер признался, что для него и музыкантов оркестра просто видеть легендарного композитора — большая честь, не говоря уже о сотрудничестве с ним.

Генеральный Консул Республики Польша в Одессе Анджей Шмидтке отдал первенство в подготовке приезда К. Пендерецкого в Одессу Институту Адама Мицкевича. Вместе с тем он напомнил о ряде резонансных одесских событий, связанных с польской культурой. Например, о выставке Яцека Мальчевского в Музее западного и восточного искусства. Генконсул пообещал на будущий год привезти выставку классика польской живописи Яна Матейко.

— В наш город приезжали великие русские композиторы, великие украинские композиторы. Но из великих польских композиторов вы — первый, — резюмировал организатор фестиваля "Золотые скрипки Одессы" Игорь Покровский.

По реакции пана Кшиштофа было видно, что ему приятно слышать эти слова, как и внимание, которое уделено одесситами — от "отцов города" до меломанов — его приезду.

ГДЕ РОЖДАЕТСЯ МУЗЫКА

Вполне логично, что, зная о выдающихся музыкантах — выходцах из Одессы, наш польский гость не мог обойти вниманием их "альма-матер" — знаменитую Одесскую консерваторию, ныне Национальную Музыкальную академию имени А. Неждановой. Не менее логично, что студенты и преподаватели переполнили актовый зал Академии, возжелав увидеть и услышать человека, творчество которого входит в образовательную программу.

Но пополнится ли творческое наследие композитора — большой вопрос. Маэстро признался, что у него сейчас нет намерения создавать музыку, разве что дописать Девятую, последнюю свою симфонию.

Из особо интересных мест встречи стоит выделить рассказ композитора о его дружбе с папой Римским Иоанном Павлом Вторым, в миру поляком Каролем Войтылой. Также пан Кшиштоф признался, что больше любит сочинять оратории, нежели оперы, что читать предпочитает не беллетристику, а серьезную литературу, и что сегодня больше всего радуется возможности путешествовать и выращивать деревья, к которым питает необъяснимую любовь.

Сам о себе. "Невозможно сочинять новую музыку, не переварив все музыкальное наследие предыдущих эпох, не пропустив через себя. Но чужая музыка не вдохновляет меня на создание собственной. Я вдохновляюсь сюжетами. Это, конечно, не означает, что я запоем читаю детективные романы. Но, главным источником вдохновения все равно остается книга... В основном я сочиняю в своем саду. Я давно занимаюсь дендрологией. У меня огромный парк в 30 гектаров, я посадил его сам, и все свободное время провожу в нем со своими деревьями".

В свою очередь одесский композитор и педагог Кармелла Цепколенко напомнила почетному гостю об их встрече много лет назад, когда пан Кшиштоф пожал руки молодым композиторам-студентам, и ей в том числе, благословив на дальнейшую жизнь в искусстве. Она договорилась, что после концерта в филармонии великий музыкант обменяется рукопожатиями со всем композиторским отделением. Забегая вперед, скажем, что так и произошло!

И РАСКРЫЛИСЬ СЕМЬ ВРАТ

Как и предупреждал Хобарт Эрл, уже при первом взгляде на сцену Большого зала филармонии бросался в глаза необычный состав инструментов. И, конечно же, особое внимание привлекал тубафон, который автор музыки сконструировал специально для данной симфонии. На что его вдохновили бамбуковые трубы Полинезии. На тубафоне играют при помощи ракеток для бадминтона, и пластиковые водопроводные трубы отзываются нереальным звоном и скрежетом, словно раскрывающиеся друг за другом семь врат.

Сам о себе. "Я написал свою седьмую симфонию, когда получил заказ на создание произведения, посвященного 3000-летию Иерусалима... Я сразу обратился к литературе. Нетрудно догадаться, что это была Библия. Я читал ее много раз, на нескольких языках, но больше всего предпочитаю читать ее на латыни. Я выполнил заказ. Моя седьмая симфония состоит из семи частей и называется "Семь врат Иерусалима". Таким образом, мне удалось включить магическое число 777".

Кроме украинской хоровой капеллы "Думка", в исполнении симфонии принимали участие польские солисты Ивона Госса, Каролина Сикора, Анна Любанская, Адам Здуниковский и Петр Новацкий, а чтец Славомир Холланд прочел известный текст из Иезекииля ("Была на мне рука Господа...") на иврите.

Такого возвышенного настроения публика в этих стенах, пожалуй, еще не испытывала! А группа медных духовых, расположенная на балконе, прибавила звучанию некой торжественной архаики. Пожалуй, так воспринимали в древности еще несовершенные, но вполне громкие музыкальные инструменты, ведь это был способ заявить о себе высшим силам...

Сам о себе. "Я планирую в жизни написать девять симфоний. Во-первых, девять — это мое любимое число, а во-вторых, я всегда так шучу, — все композиторы, написавшие по десять симфоний, умирали".

Когда пан Кшиштоф и пани Эльжбета покинут этот мир, то, по их признанию, поместье в Люславицах достанется молодым музыкантам Польши в качестве творческой резиденции, готовой принять до 110 человек. Будем надеяться, Господь подарит этой прекрасной паре еще долгие годы и новую музыку. Тем более, что растроганный сердечным приемом, Кшиштоф Пендерецкий высказал желание еще хотя бы раз побывать в Одессе.

Александр ГАЛЯС, Виолетта СКЛЯР.


Газета: Порто-Франко
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.