В рамках празднования 30-летия нашей газеты, в библиотека им. К. Г. Паустовского состоялся "Поэтический полдник", в ходе которого журналисты, трудившиеся или сотрудничавшие с "Порто-франко", представили свои поэтические сборники.
Этот поэтический сейшн открыл редактор газеты Аркадий Рыбак.
— Тридцать лет — это колоссальный срок для газеты, если учесть, что мы делали ее "с нуля", к тому же в достаточно непростых условиях. Продержаться в 1990-х и выпускать относительно приличный продукт, было совсем не просто, впрочем, как и сейчас. Это комплимент самим себе, а также нашим авторам и друзьям, которые продолжают читать газету, иногда пишут для нее, но всегда остаются вместе с нами. Хочу поблагодарить за организацию и гостеприимный прием заведующую библиотекой имени Паустовского Карину Апаринову и Александра Апаринова, который сделал видеоролик о редакционной жизни нашего издания.
Аркадий Рыбак вручил в дар библиотеке свои книги: повесть "Аккерманский мальчик", главный герой которой — его отец Михаил Рыбак, знаменитый одесский фотокорреспондент, а также сборник рассказов "Этот мир придуман не нами".
В ответ Карина Апаринова напомнила, что сам редактор, как и сотрудники "Порто-франко" Александр Галяс, Владислав Китик и Инна Ищук являются лауреатами премии им. К. Г. Паустовского. И ей особенно приятно, что юбилей отмечается именно в библиотеке, носящей имя писателя.
Она прочитала фрагмент из повести Константина Георгиевича "Начало неведомого века": "От газетного листа должно разить таким жаром, чтобы его трудно было в руках удержать. В газете должны быть такие речи, чтобы у читателя спирало дыхание", из повести "Начало неведомого века".
— Эти слова касаются как раз газеты "Порто-франко", которую мы любим и читаем, — сказала Карина Апаринова.
Как рассказал заместитель редактора Александр Галяс, идея проведения "поэтического полдника" возникла не случайно. Ведь многие журналисты, которые работали в газете, имеют в своем творческом багаже и поэтические сборники, так что вполне логично было провести именно такую встречу.
Владислав Китик, не только журналист и поэт, но еще и моряк, признался, что работа в газете "Порто-франко" относится к лучшим страницам в его жизни. Он даже сохранил свое редакционное удостоверение. Владислав провел параллель между работой в газете и поэтическим творчеством.
— Когда я пришел работать в газету, мне сразу сказали, что писать нужно кратко, не больше 130 строк — это примерно четверть полосы. А еще обязательно нужен лид, где раскрывается содержание статьи. Еще нужна кульминация. Я обратился к Паустовскому, у которого почерпнул ценные советы в журналистике и литературном творчестве. За время работы в "Порто-франко" не раз убеждался, что в газете и в самом деле следует писать кратко, потому что каждое лишнее слово утомляет читателя. То же самое и в поэзии. Каждое слово должно быть функционально, значимо, находиться на своем месте. Газета обязывает к строгости. И это качество тоже неплохо перенести на прозу и стихи. Гете сказал, что в мировой литературе есть 36 сюжетов. Люди пишут об одном и том же, но по-разному. Это как раз тот самый подбор слов, способ выражения себя. Формула Пастернака "Цель творчества — самоотдача" лет десять не давала мне покоя. Пока, наконец, я не пришел к выводу, что задача творчества — это самовыражение. В литературе сейчас популярны эпатаж, суггестивное воздействие. Главное же у литераторов — это выяснить отношение с собой и этим миром. И точно передать словами. Также есть понятие внутреннего редактора, которое тоже вырабатывается в газетной работе — не писать ничего лишнего и придать точность фразе.
Татьяна Партина рассказала, что и у нее тоже тесно переплелись журналистская и писательская деятельность.
— А все началось с того, что в "Порто-франко" я принесла свои стихи. Александр Галяс сказал, что газета стихи не печатает. И предложил написать очерк о самой себе, причем с картинками. Я очень удивилась, потому что у меня уже были публикации. Но я не считала, что обо мне можно писать статью. Однако текст я принесла. А он предложил еще одну. И я стала писать в газету истории из жизни и иллюстрировала их. Тогда это было очень нестандартно и мило. Газета была незашоренная. Я писала то, что хотела. Постепенно освоила азы, и так меня затянуло в журналистику. Тиражи газеты росли и росла моя популярность. В 1990-е годы был взлет журналистики, и мне было интересно участвовать в этом процессе. Была ощутимой обратная связь между читателем и журналистом. А сейчас пишу стихи и готовлю к изданию сборник. Чем он уникален? Строка первого стихотворения начинается на А, последняя строка на Б. И, соответственно, второе стихотворение начинается на Б, а последняя строка уже на В. И так составлен весь сборник до буквы Я.
Если Владислав Китик и Татьяна Партина начинали свою журналистскую деятельность в "Порто-франко", то Ирина Денисова пришла в нее уже состоявшимся журналистом, да еще имея в активе сборник стихотворений.
— Я не хотела выходить на путь печатания, сопротивлялась ему. Но поняла, что по-другому просто не могу жить. Некоторые радуются своей фамилии в газете, книге. Но я считаю себя просто стихотворцем. Кстати, сегодня еще и день числа Пи. Пиит, поэт... Начиная с "Одесского вестника", где я работала, во мне живет сильный внутренний редактор. А в "Порто-франко" я могла выразить себя. Приятно было оказаться на одной полосе с известными людьми. 30 лет для газеты — это возраст. И я думаю, что она продержалась благодаря высоко поставленной планке. Идея "Порто-франко", чтобы Одесса удержала свой исторический облик, была направлена на других людей, которым она пришлась по душе.
С "Порто-франко" связана моя работа с детьми.
"Журналистика — это не ниша,
А стремительный водоворот,
Тот, кто пишет, в газете пишет,
Тот пловец, что все время плывет".
Я публиковалась на детской страничке, которую ведет Инна Ищук. Мои дети не раз встречались с ней и любят ее книжки. И на выходе у меня тоже сборник стихов для детей.
Ирина прочитала стихотворения, которые писала в эмоциональном порыве на критику и несправедливость, поведала о том, как принимала участие в конкурсе и написала рассказ, состоящий из 200 слов на букву В. И заключила выступление весенними рифмами.
По словам Александра Галяса, самым активным автором газеты "Порто-франко" сегодня является Инна Ищук, лауреат премии Паустовского за создание и развитие кают-компании "Морская библиотека Одессы" вместе с Анатолием Венгруком, редактором газеты "Моряк Украины".
— Для меня газета стала таким пароходом, на который поднялась в 2004 году и отправилась в интереснейшее плавание по морю одесской жизни, — сказала Инна Ищук. — Это обогатило меня, дало новые темы для моего творчества. Пришла я в газету после Литературного института им. Горького. Несколько лет работала в столице литературным редактором. А когда вернулась в Одессу, начала искать работу по профилю. Я направила стопы в издательство. Поднялась на седьмой этаж, где в приемной встретила Аркадия Рыбака. Он очень удивился моему вопросу, не нужны ли редакции литературные редакторы. И предложил побыть в роли журналиста, о чем я, кстати, мечтала с седьмого класса. И даже пыталась поступить в МГУ на факультет журналистики. Аркадий Михайлович мне дал самое интересное задание — пройтись по пляжам и написать то, что увидела. Статья получилась хорошая. Ее напечатали. И я продолжила летний рейд. Морская атмосфера также навевала на меня поэтические нотки. И у меня появился цикл морских стихотворений, который был издан в детских книгах.
В статьях я обсуждала проблемы одесских пляжей. Аркадий Михайлович подсказывал, на что обратить внимание — почему там вырос забор, откуда пальмы. И таким образом мы оставили в печати пляжную летопись Одессы начала 2000-х годов. Осенью пришла пора темы образования, проблем ЖКХ, появились новые статьи, очерки, интервью и стихи, воплотившись в сборник "У кого что на ладошке". Следующей темой была летопись газеты "Порто-франко".
Первая молодежная газета в стране появилась в Одессе в октябре 1922 года. В следующем году ей будет 100 лет. За год до 90-летия у Аркадия Рыбака возникла идея сделать летопись послевоенного периода с теми, кто работал в газете "Комсомольская искра". В итоге вышло в "Порто-франко" на протяжении двух с половиной лет около 100 статей. Получилась история одесской журналистики послевоенного периода. Еще одна страничка редакции — издание Судебного вестника, который освещал работу судей, адвокатов Одессы.
Мне также в эти годы открылся целый пласт тренингов, конкурсов, в которых мы принимали участие, и где наградами были поездки в Страсбург, Румынию, Словению и другие страны, что вдохновило не только на очерки, но и стихи и сказки.
О своем сотрудничестве с газетой "Порто-франко" не преминул рассказать Игорь Потоцкий, который был с ней на протяжении всех 30 лет.
— "Порто-франко" была преемницей молодежной газеты "Комсомольская искра". В ней был такой же дух. И она не была похожа на другие газеты. Она привлекала своим оформлением. И в ней можно было ёрничать. Так мы с Александром Галясом придумали эротический театр "Первое свидание". Конечно, в реальности он не существовал. Но дошло до того, что администраторы говорили, будто встречались с руководством этого театра и договаривались о гастролях. Тогда нам пришлось прекратить эти публикации. Интересно, что в Питере и Москве мне рассказывали об эротическом театре в Одессе, будто они там были.
В "Порто-франко" я печатал свои повести и рассказы. Некоторые так и не вошли в книги и остались только на ее страницах. Аркадий Рыбак всегда с удовольствием брал мои произведения, стихи. Интересны были тематические номера об одесском ТЮЗе, "Одесские красавицы" и другие. В газете всегда интересно читать противоположное мнение тому, что пишут в других СМИ. И что меня удивляло, во все времена в редакции работало небольшое количество людей. Но умудрялись делать интересное издание. В ней печатались и продолжают печататься рецензии на спектакли, книги, все новинки творческой жизни. Мне очень нравятся путевые заметки Аркадия Рыбака, которые уже изданы книгами. А сейчас "Порто-франко" выходит еще и в цвете! Хотелось бы пожелать любимой газете в ее юбилей продолжать оставаться такой же молодой и с задором и держаться, несмотря ни на что!
В свою очередь Виолетта Слюсаренко, Вячеслав Слисарчук, Олег Дрямин и Надежда Хохлова поздравили любимую газету с юбилеем.
Аркадий Рыбак подарил участникам поэтического полдника книги о Михаиле Рыбаке и заверил, что газета "Порто-франко" будет продолжать держать свой курс, оставаясь интересной для читателя столько, сколько позволят обстоятельства.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.