О Леониде Утёсове написано множество книг, статей. Он сам является автором трех книг воспоминаний. Значительно меньше внимания было уделено его многолетней партнерше по сцене и любимой дочери Эдит Утёсовой.
Отец и дочь
Родилась Дита, так в семье называли единственную дочь, в Одессе 105 лет назад, 14 марта (1 марта по старому стилю) 1915 года. Эстрадный артист Геннадий Дудник рассказывал байку, почему Утёсов назвал дочь столь оригинальным для дореволюционного времени именем.
«Когда родилась дочь, Леонид Осипович пошел в синагогу записывать ее и попросил дать ей имя Эдит. Обследовав свою книгу, в которой были записаны все еврейские имена, шамес-писарь сказал:
— Такого еврейского имени нет. Возьмите Сарра или Ребекка. Чем они плохи?
— А я хочу Эдит, — настаивал Утёсов. — Очень красивое имя.
— А что это за имя?
— Норвежское.
— А где находится эта Норвегия?
— В Америке.
— Ну, если в Америке, тогда можно. Пусть будет Эдит».
Истина же заключается в том, что бабушку Леонида Утёсова, мать его отца Иосифа Вайсбейна, звали Этл (Эйдя, Эдя). Она умерла незадолго до рождения дочери Утёсова. Вот тогда-то Леонид Осипович и решил назвать свою дочь — Эдит.
Образование Дита получила дома с помощью гувернантки, с которой по заведенному правилу общалась только на иностранных языках и лишь в выходные дни — по-русски. Она свободно владела английским, немецким и французским языками, читала западных классиков в подлиннике и даже переводила тексты иностранных песен, которые затем исполняла со сцены сама либо в дуэте с отцом.
Дита с детства училась музыке, занималась в хореографическом училище. В 1933 году её приняли в Театр-студию под руководством Рубена Симонова и одновременно в труппу театра. Позже Леонид Утёсов вспоминал, что Р. Симонов хотел в расчете на Диту поставить пьесу Эжена Лабиша «Мадемуазель Нитуш» и предложил ему, вспомнив работу в театрах оперетты, сыграть роль Флоридора. «Однако, подумав, я отказался, — признался Л. Утёсов. — Если бы я тогда поддался на предложение Симонова, то возможно, в джаз уже никогда бы не вернулся».
Диточке — годик
Занимаясь в студии, Дита познакомилась с бывшим одесситом Эммануилом Тобиашем. Голос этого артиста наверняка помнят многие. С 1937 года он работал диктором Всесоюзного радио. Кроме этого, более 30 лет голосом Э. Тобиаша звучали «говорящие часы» (служба точного времени, по телефону «100»).
Это знакомство завершилось браком, правда, недолгим. Причиной развода стало нежелание мужа иметь детей. В дальнейшем ни Дита, ни Эммануил о своей короткой семейной жизни старались не вспоминать. Нет этой информации и в публикациях различных энциклопедий и интернет-сайтов.
Пока Эдит Утёсова училась, её отец мечтал о джаз-спектакле. В 1936 году выбор пал на комедию немецких авторов Г. Кадлерберга и Р. Пресбера «Темное пятно». Музыку написал Исаак Дунаевский. В этом спектакле впервые в составе «Теа-джаза» выступила Эдит Утёсова.
Правда, для отца с дочерью это была не первая совместная работа. Еще в 1926 году они вместе снялись в кинофильме «Чужие» режиссера Бориса Светлова. В нем Утёсов играл красноармейца Егорова, а маленькая Дита — его дочку.
В джаз-оркестре своего отца Эдит сыграла ряд ярких ролей: юнгу в «Двух кораблях», доярку в «Много шуму из тишины», артистку в государстве царя Гороха из «Царевны Несмеяны» и т.п. Также она исполнила немало песен, ставших популярными. Это «Пожарный», «Песня о неизвестном любимом», «Черноморочка» и др.
Известный журналист Глеб Скороходов писал: «На пластинках вместе с утёсовским тенором часто слышится нежный голосок его дочери Эдит. Она начала с амплуа травести — казалось, ей лучше всего удаются детские песенки. Но буквально в первый же год после прихода актрисы Театра имени Вахтангова в джаз Утёсова возникает дуэт — Эдит и Леонид Осипович. Подобного наша эстрада в ту пору не знала. Герои этого дуэта вели диалог, которому оказались подвластны не только лирика, но и шутка, не только волнения сердца, но и юмор».
Чиновники от культуры скептически относились к певческому таланту Эдит Утёсовой. Как-то один руководящий работник недовольно сказал Леониду Осиповичу:
— Ваша дочь поет не своим голосом.
— И правильно делает, — ответил Утёсов. — Свой надо беречь.
Леонид Осипович и Дита стойко переносили незаслуженные выпады критиков и чиновников от культуры по поводу вокальных данных певицы и недвусмысленные намеки на то, что если бы не отец, то вряд ли ее имя печаталось бы на концертных афишах большими буквами.
Теперь, внимательно слушая ее записи, понимаешь, что она действительно была талантливой и самобытной артисткой, создавшей собственный стиль пения.
В 1952 году было принято решение об отстранении Эдит Утёсовой от участия в выступлениях Государственного эстрадного оркестра РСФСР, как к этому времени стал называться утёсовский коллектив.
«Это был для Леонида Осиповича страшный удар, — вспоминала Антонина Ревельс. — Он долго думал, как это сделать безболезненно для дочери. И придумал. Он сказал ей:
— Диточка, знаешь, давай мы поступим так. Ты уйдешь из оркестра и создашь свой маленький джаз. И увидишь, все сразу успокоятся, исчезнут эти несправедливые рецензии.
Дита так и сделала. (Она выступала с инструментальным септетом под руководством О. Кандата). И действительно, рецензии стали другими, травля прекратилась. Ее джаз пользовался большим успехом. Но вскоре она тяжело заболела. Не стало сил руководить коллективом, и она ушла со сцены».
Эдит Утёсова на презентации книги Владимира Тихвинского «Минуты на размышления...»
Зато в ее семейной жизни все сложилось наилучшим образом. В 1938 году Дита вторично вышла замуж — за кинорежиссера Альберта Гендельштейна, который считался «самым красивым мужчиной Москвы». Броская латиноамериканская внешность высокого и стройного Альберта Гендельштейна прекрасно сочеталась с мягкой, гармоничной, застенчивой еврейской красотой Эдит.
Вдова Леонида Утёсова, многолетняя актриса его оркестра Антонина Ревельс писала: «Дита была чудо как хороша. Ее нельзя было назвать просто красивой, она излучала какой-то волшебный свет обаяния. В нее, конечно, многие влюблялись, она получала горы писем с признаниями в любви. Некоторые поклонники отваживались на подобное признание однажды, другие писали долго, постоянно, на протяжении многих лет. Какой женщине не лестна такая победительность!..».
После смерти своей первой жены Елены Осиповны Утёсов переехал в дом в Каретном ряду, 5/10, где уже жили Дита с мужем. Квартиры были на одной лестничной площадке, что облегчало общение, так как Утёсов больше всего на свете боялся одиночества.
Но вскоре у Альберта обнаружилась болезнь Паркинсона. Утёсов делал все возможное, чтобы облегчить течение этой болезни. Он находил лучших врачей, доставал редкие лекарства. А через некоторое время тяжело заболела Дита.
21 января 1982 года Эдит Утёсова умерла. Хотя она давно болела, все равно ее смерть для Утёсова была неожиданной. Многие источники ошибочно сообщают, что Дита умерла от лейкемии. На самом деле это не так. Елена Фрадкина и Наталья Глазер, двоюродные племянницы Диты (их бабушка Мария Иосифовна — родная сестра Елены Осиповны Утёсовой) были у постели Диты, как говорится, до ее последнего вздоха. По их словам, Эдит Леонидовна умерла от инсульта.
Утёсов не смог пережить потери любимой дочери...
На похороны Эдит Леонидовны пришло столько ценителей эстрадного искусства, что потрясенный утратой Леонид Осипович с горечью заметил: «Наконец, Дита, ты собрала настоящую аудиторию слушателей».
Диту похоронили на Востряковском кладбище, где раньше были похоронены Елена Осиповна Утёсова, Альберт Гендельштейн и родители Леонида Осиповича.
Леонид Осипович прожил после смерти Диты всего полтора месяца.
Эдуард АМЧИСЛАВСКИЙ. Доктор искусствоведения, лауреат конкурса «Люди дела». Нью-Йорк.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.