Мистический Гоголь. В круге Хомы Брута. К 210-летию Николая Васильевича
21-03-2019, 15:00 |
Вчера, в Международный день счастья, с утра посвятил радости от бытия страничку своего дневника. И вчера же соприкоснулся со счастьем лицом в лицо. Передо мной были счастливые дети, их родители, наставники.
Можно ли прописывать счастье в таблетках? Можно!
И в этом убеждает выставка детского творчества, которую мы открыли вчера, 20 марта, во Всемирном клубе одесситов.
Если у вас нелады на работе, если не звонит любимая, если… не буду перечислять – зайдите на час в Клуб, окунитесь в детскую фантазию, забудьте о начальстве, о выборах, о недоброжелателях, очнитесь в детстве и будьте счастливы.
Не первый раз мы показываем в Клубе творчество учеников студии Клавдии Михайловны Боголюбовой. Им от шести до шестнадцати. И они все талантливы. Вообще недавно читал психологов, и я с этим согласен, что все дети рождаются гениальными, важно, чтобы родители поняли, что в них нужно развивать, не противостояли дару ребенка.
А потом, чтобы его не превратила в заурядного человечка школа. Клавдия Боголюбова ощущает в ребенке личность. Ее студия, работающая с 2000 года, завоевывала медали на престижнейших международных конкурсах. Дети работают, слушая классическую музыку, дети читают книжки, слушают чтение книг…
Когда-то в Клубе мы показывали выставку студийцев, прочитавших «Одесские рассказы» Бабеля. Вчера, 20 марта, мы открыли выставку «Мистический Гоголь. В круге Хомы Брута».
Когда родился Николай Васильевич? Правильно, 1 апреля. Это мы сегодня так решили, когда после революции календарь «сдвинули» на 13 дней. А Гоголь знал, что родился 20 марта. Правда, тогда это не был день счастья, как и не был день воробья. Это он шутя назвал одну из своих героинь Елизавета Воробей, как и другого – Хома Брут. Может вспомнил о Цезаре, которого заколол Брут, а может, был настроен брутально.
Первые две книги Николая Гоголя – «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород», куда вошла повесть «Вий» - это поэтическое признание в любви к Украине, к ее легендам, поверьям, панночкам. Но Гоголь не потчует нас паточными красотами, он ироничен, он создает мир волшебства, где люди общаются с нечистой силой, где мир причудлив и таинственен.
Есть расхожая фраза, что вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели». По мне, так скорее из «Носа». Но весь современный набор фильмов ужасов, романов хоррора вышли из «Вия».
Представляю, с каким восторгом дети слушали эту повесть, пошли в Русский театр и посмотрели спектакль «Вий», прежде чем сели рисовать…
Было ли им страшно?
Мне кажется, глядя на акварели, гуаши, рисунки, что они страх вытеснили смехом. И в этом - урок Гоголя.
Какая мощная цветовая гамма на этих детских работах. Красный, синий, фиолетовый. И обязательно – черный.
Как смешны черти, лешие, нечисть всех полов и возрастов…
Забавно, что Гоголь говорил , что в основу сюжета «Вия» он положил украинское народное предание. Фольклористы не обнаружили такого сюжета в народном творчестве. Мистифицировал всех Гоголь. Зачем? Может, предвидел сложности в объяснении с церковью. Может, потому, что мистификация была его художественным приемом, если хотите – кредо…
Не буду пересказывать сюжетную коллизию. Кто не помнит – перечтите, прежде, чем пойти на выставку. А можно и просто так, для себя. Честное слово, хорошая литература.
Мистификацией он открыл такой простор для интерпретаций своих текстов. И каждый художник, а кто только за 210 лет, прошедших с его дня рождения, не иллюстрировал Гоголя, привнес свою чертовщину в загадку его замысла.
Смотрел на работы детей и вспоминал, как иллюстрировал Гоголя Марк Шагал.
Смотрел на работы детей и вспоминал народные картины Марии Приймаченко.
А вечером в этом же нижнем зале Всемирного клуба одесситов собиралась студия «Зеленая лампа».
Перед Всемирным днем поэзии, а он уже сегодня, 21 марта, поэты читали новые стихи. И каждый как бы оказывался в мире Гоголя, в пространстве детских рисунков, а еще точнее – детской души. Вот они мгновения счастья.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.