…Субботний день. Ранняя одесская осень. Как обычно, по выходным, толкаюсь на Староконном.
А в голове – свое… И каждый раз не перестаю удивляться: «Чего здесь только нет?! Тряпки, ящики, «фрагменты» переношенной одежды и обуви, гвозди, книги и опять тряпки… Все перемешалось. Все как в жизни…»
Какие-то газеты и журналы, кипы старых фотографий. Ловлю себя на том, что когда-то эти фотографии, как и всё вокруг, были кому-то дороги. Может, напоминали о чем-то близком и теплом. Теперь это никому не нужный хлам, от которого надо побыстрее избавиться.
От нечего делать перебираю первую попавшуюся стопку фотографий. Разные лица, дети, военные, свадебные, просто не понятные виды каких-то мест. И тут внезапно останавливаю взгляд на старой фотографии с человеком в белоснежной морской форме с характерным для дирижера взмахом рук.
Нет! Не может быть! Это же наш Янус!!!
Вот тебе и Староконка!
…Его имени-отчества так никто и не запомнил. Янус и Янус… Был он дирижером музыкального взвода нашей мореходки на Канатной. Другими словами, капельмейстером. Тогда, в середине 60-х, ему было, наверное, ближе к семидесяти. Среднего роста, чуть квадратного телосложения. Лицо прибалтийско-русского типа. На лице прочитывается жесткость и строгость. Внешне сентиментальность ему никак не была свойственна.
Во время наших репетиций, а это человек так, наверное, пятнадцать, Янус был в музыкальном смысле придирчив и «злопамятен». Лично я «работал» на кларнете или малом барабане. «К музыке следует относиться с почтением», – строго повторял он. Повторял, указывая на меня дирижерской палочкой, когда я «продолжал» даже чуть-чуть фальшивить. И не для того, чтобы пошутить, Янус мог сделать резкое предупреждение: «Товарищ курсант! Еще раз и я Вам бас поменяю на контрабас!» или «А Вы, уважаемый, не дотягиваете до звука «си-бе моль»… Наверное, губы пересохли после вчерашнего? Вчера – не сегодня. Возьмите себя в руки…»
Сказать, что Янус жил строевой музыкой – это ничего не сказать.
Музыка музыкой. Но он же и дал нам руки еще одну «специальность». Частенько, чтобы заработать каких-то пару копеек, мы «стучали» на похоронах. У музыкантов –это «жмура лобать». Что там те наши курсантские, ну три, ну даже шесть рублей в месяц? А там и за стол садили, и, понятно, самогон и всё такое. Короче, взрослели…
…А в моей голове проскакивает еще та старая утесовская пластинка про «Одессита-Мишку…» – «…молоденький парнишка в бушлатике морском…». Молоденький парнишка – это я.
У нас в семье никогда не было моряков. Кругом были моряки, много моряков, а у нас – никого. Да я и не думал ходить в моря. Даже в голову не приходило, хотя море рядом. Но вот как-то утром, прямо у своих ворот на Княжеской, столкнулся с соседским пацаном. Тот учился в мореходке на Канатной. Парень этот шел «при полной форме» на парад. Долго, не отрываясь, смотрел ему вслед. Что я? Вся улица смотрела! Это так запало в душу, что я сказал дома: «Хочу поступать в мореходку…». А поступить было не то, чтобы трудно, было практически невозможно. Меня специально готовили к вступительным экзаменам. И я прорвался!!! Потом экипаж на Канатной, 42. Ты уже «без мамы и папы». Всё сам…
…Ежедневно из ворот нашего экипажа, строем, под звуки духового оркестра, мы двигались на учебу. Бой барабанов, через 50-70 метров взмах дирижера и строевая музыка. Все громко! Все возвышенно! Все торжественно!
По Успенской, до Маразлиевской, потом налево и уже по Маразлиевской до Барятинского переулка, опять налево, на Канатную. Вот закрою глаза – даже вслепую так и сейчас прошел бы. Это моя первая дорога в настоящую жизнь…
И вот в этом движении, чуть не доходя угла Барятинского и Канатной, Янус давал отмашку: «Всем молчать!» Поравнявшись с тем углом, он резко взмахивал жезлом и очень-очень громко лилось «Прощание Славянки»! Как говорят в Одессе: «Так это таки было ПРОЩАНИЕ!» Казалось, замирали дома, улицы, прохожие, останавливались машины. Вспоминая это, я и сейчас вздрагиваю…
Ну как же менялся Янус?! Как же загорались его глаза? Как он «выпрямлялся» и буквально за мгновения преображался! Куда девалась его замкнутость и строгость? Это нельзя было не заметить…
Мы долго не могли понять, в чем же дело?! Почему именно на этом углу? Почему именно в одно и то же время? Почему именно «Прощание Славянки»?
Как потом выяснилось, в угловом здании, на втором этаже, жила дама его сердца.
Взор Януса всегда был устремлен на её окно! Это была скорее встреча, чем прощание. Встреча долгожданная и трепетная.
А может, он так прощался с чем-то очень дорогим?
Может, наш музыкальный взвод – единственное, чем можно было напомнить о себе и о прошлом?
Может еще теплилась надежда?!
В глазах его, как я теперь понимаю, прочитывалось то, чего мы, курсанты, еще по-молодости не могли понять…
И так изо дня в день! Годы…
Каждый из нас пытался представить себе эту загадочную женщину. Какая она? Чем заслужила такое внимание нашего строгого патрона?!
У каждого выходило по-разному.
Никогда мы так и не увидели её…
Такое отношение, такая преданность стала для нас, может быть, первым уроком взросления.
Ах, Янус, Янус!
Сам того не подозревая, он сумел заложить во многих что-то настоящее. Что-то такое, без чего не стоило и не стоит жить.
… «Молоденький парнишка в бушлатике морском…» – вздыхаю я сегодня, глядя на свою старую фотографию. Пробежала жизнь, листая и меняя местами яркие и тусклые страницы… Перед глазами тени тех судов, к которым ты прикипел душой и сердцем. Тени тех, у кого учился и кого учил ты. Дальние страны и чужие моря.
И все-таки в этой жизненной неразберихе не затерялся Янус. Наш Янус – простой и сложный, строгий и сентиментальный.
Вот-вот он снова взмахнет дирижерской палочкой и снова всё пойдет «как по нотам…».
Снова все вместе как одно целое.
Михаил Пойзнер, Почётный член ВКО, Заслуженный работник транспорта Украины
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.