И это лишь начало…
«Электросамокат? Небезопасно для здоровья!» – видео под таким названием появилось на днях на YouTube-канале одесского горсовета «Думская, 1». На этом видео представлены показательные случаи «самокатных» ДТП. Наиболее серьезный инцидент имел место на Трассе здоровья, где в результате столкновения двух самокатов 21-летний парень получил перелом черепа (на видео – в самом начале).
А ведь сезон только начался! И вот уже некоторые без зазрения совести «рассекают» не только по улицам, но и по торговым центрам. Да и та же Трасса здоровья, как верно заметил мэр Геннадий Труханов, из «беговой» превратилась в «гоночную»… И если не обуздать недобросовестных самокатчиков, подобных аварий может быть в разы больше, и пострадают в них не только ни в чем не повинные пешеходы, но и сами «ездуны».
Запретить? Не вариант!
Казалось бы, чего проще: запретить – и нет проблемы! Но не так-то все и просто, ведь электросамокаты во многом удобны – они позволяют в кратчайшие сроки добраться в пункт назначения без пробок и прочих «радостей» на дорогах. К тому же, есть мнение, что именно они – транспорт будущего.
Обухов отмечает, что причина многих инцидентов с этим видом транспорта – технические особенности электросамокатов, в частности, меленькие колеса, что делает их «нестабильными». Он предлагает уменьшить лимит скорости для самокатов до 20 км/ч (а в парках, пешеходных зонах – и вовсе до 15 км/час), так как даже 25 км/час для них слишком много.
Это вполне под силу владельцам прокатов самокатов. Но главная проблема здесь, по словам депутата, в конкуренции: услуги проката предоставляют несколько компаний. И более высокую скорость своих устройств они считают конкурентным преимуществом.
Хотя следует отметить, что подобные меры уже начинают понемногу воплощать в жизнь. Ранее стало известно, что некоторые операторы запрограммировали автоматическое уменьшение скорости движения в пешеходных зонах.
В свою очередь горсовет занимается разработкой схемы зонирования мест расположения электросамокатов и других индивидуальных электрических средств передвижения на объектах благоустройства города, а также режимов эксплуатации этих видов транспорта с допустимой скоростью движения в каждой зоне.
Кроме того, Обухов призывает к ответственности и самих водителей самокатов. Он рекомендует не включать режим 25 км/час если не надет шлем, не выезжать на встречную полосу движения, не ездить пьяным и по несколько человек на одном самокате, а главное – помнить, что на тротуаре преимущество все таки у пешеходов.
Даешь велодорожки!
А вот велоактивист Александр Прохоров считает проблему с электросамокатами во многом надуманной, сравнивая число происшествия с самокатами и количество ДТП с участием автомобилей. По его словам последних намного больше и их последствия намного серьезнее.
Что же до электросамокатов, то, по мнению велоактивиста, надо действовать в двух направлениях:
- ограничить скорость прокатных самокатов до 15 км/ч (он уверен что в результате риск аварии уменьшится на 80%);
- ускоренными темпами развивать в Одессе велосипедную инфраструктуру, велодорожки для велосипедов, самокатов и малого электротранспорта.
«Любые другие действия городской власти – это неадекват… Да, есть проблема, скорость и ДТП. Снижаем скорость – уменьшаются ДТП. Делаем велодорожки – все стороны довольны», – заявляет Александр Прохоров у себя в Facebook.
Помимо этого, он отметил пользу самокатов в борьбе с пробками. По словам велоактивиста, они, как и велосипеды – хорошая альтернатива автомобилям и общественному транспорту. А чтобы не было опасности, город должен развивать инфраструктуру для этих видов двухколесного транспорта.
«Правила игры»
Заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и инфраструктуры Владимир Крейденко поделился подробностями проекта закона 3023, призванного упорядочить использование электросамокатов и другого легкого электротранспорта.
По его словам, проект закона определяет «правила игры» для самокатов, электровелосипедов и других современных видов транспорта. По этим правилам водители такого транспорта должны иметь защитные средства: наколенники, налокотники, шлемы. Компании, которые предоставляют аренду, этот законодательный акт, если его примут, будут обязаны предоставлять средства защиты.
Кроме того, закон обяжет водителя велосамоката двигаться с включенными фарами либо по велодорожке, либо по правой стороне проезжей части, но не по пешеходной зоне. Электросамокат при этом квалифицируется как велосипед, и его водители обладают всеми теми правами и обязанностями, что и велосипедисты.
По словам депутата, закон уже прошел первое чтение и сейчас идет работа над поправками. Есть все шансы, что его вынесут на рассмотрение и примут уже на ближайших заседаниях Верховной Рады. Сам же Крейденко считает, что электросамокаты это очень привлекательный вид транспорта и у него есть перспектива.
Не только украинская проблема
Электросамокаты – не только украинская проблема. Во всем мире стремительно растет их популярность, и разные страны вынуждены уже по факту вводить их в правовое поле. Сейчас во всем мире электросамокаты – новый тренд, и во многих странах происходят попытки урегулировать движение.
Как рассказал Украинской службе BBC председатель U-Cycle (ОО «Ассоциация велосипедистов Киева») Богдан Лепявко, в большинстве стран электросамокаты приравнивают к велосипедам, потому что они сходны по скорости, массе и мощности.
«В Польше урегулировали лишь в прошлом месяце, в Германии – в апреле прошлого года, в Великобритании – в сентябре. В Турции этот вид передвижения еще не урегулировали, а в Сингапуре законодательство по электросамокатам меняли трижды за последние два года», – сообщил Лепявко.
И только в Нидерландах электросамокаты приравняли к мопедам, как и любой другой индивидуальный электрический транспорт, и для того, чтобы им пользоваться, надо получить права.