Вскоре, недалеко от крепости сформировался поселок Хаджибей, с морским причалом, складами, кофейней и баней. Но, женщин, в крепости и поселке было очень мало.
Малолюдный Хаджибей
Крепость стояла на поросшем кустарником берегу и представляла собой четырёхугольник, окруженный земляным валом. В сентябре 1789 года регулярные российские войска и украинские казаки штурмом захватили крепость потеряв при этом 15 человек убитыми и 50 ранеными. Часть турецкого гарнизона и местных жителей – турков и татар – успели бежать из этих мест на кораблях турецкой флотилии. Через месяц после штурма некоторые укрепления крепости были взорваны «посредством двух мин»… но очевидно не все.
Вокруг Хаджибея были разбросаны несколько слобод и хуторов: Пересып, Дальник, Татарка, Чубаевка, Усатово, Куяльник, в которых обитали украинские поселяне и бывшие запорожские казаки. О создании города или даже укрепления на месте, которое продолжало носить название Хаджибей, тогда никто не помышлял – шла война и неизвестен был будущий статус одесских земель. Только в последние дни 1791 года по Ясскому мирному договору эти земли перешли под власть Российской империи, но с освоением их были проблемы.
В поселке Хаджибей осталось всего 10 дворов, в которых проживали «мужеска пола душ 22, женска пола — 6 душ». Кроме них в гарнизоне пребывало и несколько сот служивых солдат и офицеров.
Недостаток женщин, как и их избыток всегда приводит к большим проблемам. Вспомним хотя бы «классику» – древнеримское похищение сабинянок, ставшее сюжетом для сотен произведений живописи, скульптуры, литературы.
Код империй
Надо сказать, что для утверждения империй на «приросченых» территориях всегда недоставало женщин. Британская империя испытывала их недостаток в Австралии и Вергинии, Французская – в Канаде, Российская – в Сибири и в степях у Черного моря. Древние римляне столкнулись с такой проблемой с первых лет своего существования.
Легенда гласит, что основатель города Рим Ромул видел главную проблему нового города в малочисленности женского пола. Он любыми путями хотел заполучить женский пол для своих воинственных горожан, однако соседние племена наотрез отказались проводить «брачевание» с неотесанными римлянами.
Для захвата женщин Ромул использовал коварный план. Он пригласил представителей соседних племен на праздник – торжественные игры в честь бога Нептуна. В назначенный день в Риме собралось огромное количество народу, племя сабинян явилось почти в полном составе, приехав на праздник вместе со своими женщинами. Но во время игр холостые римские юноши похитили сабинянок, а римские воины, угрожая оружием, оттеснили безоружных сабинян за городские стены.
Праздник закончился позором для гостей Рима: отцы, мужья и братья похищенных женщин бежали в страхе из города. Когда, через некоторое время, сабиняне, собрав большую армию штурмовали Рим и начали теснить римлян из города, сабинянки уговорили вчерашних мужей и отцов прекратить битву и оставить их с новыми мужьями. Римляне сумели продолжить свой род и создать огромную империю благодаря похищенным сабинянкам. Интересно, что более чем через две тысячи лет после римских событий, в отвоеванном у турок Хаджибее, произошли аналогичные «античные шалости».
Первый одесский киднеппинг
В 1889 году в пятнадцатом томе исторического альманаха «Записки Одесского общества истории и древностей», промелькнула публикация местного историка Яковлева, о быте поселка Хаджибей незадолго до основания Одессы. В этой статье историк опубликовал очень любопытный документ, свидетельствующий о нравах того времени – жалобу, поданную в 1791 году хозяевами двух хуторов на татарской балке на русского офицера из Хаджибея и сопровождавших его сержанта, лекаря, солдат и матросов, уведших с собою всех женщин из пяти дворов.
Из жалобы следует, что в один из дней 1791 года на небольшие хутора возле Татарской балки на подводах приехали русский офицер, сержант Якубов, лекарь Липман и много солдат, матросов и драгун – гарнизону нужны были сено, овес, пшеница и прочий провиант. Хозяева – Данила Баркило, Карп Чаплинский и Назар Ковальчук – приняли гостей радушно: угощали вином, горилкой и «всякою хуторскою стравою». Изрядно угостившись, начали допытываться у хозяев о том, почему жены с ними живут не венчанными. Когда же Ковальчук ответил, что все жены венчаны у протоирея Епифания, фельдшер Липман подал знак солдатам и «ихние люди повбигаючи до всих пяти хат похватали жинку мою Пелагею и своячницу Тетяну и Чаплинского жинку же Анастасию с маленьким хлопчиком та дивчат, сродственницу Ковальченкову Параскевну и Назара Ковальчука своячницу Хведосию та дивку Катерину наймичку та туркиню Офиру и повязавши япанчею офицеровою и солдатовыми и нашими свитками поихалы до Гаджибея». Когда же хозяева бросились вслед за похитителями, «то сержант Якубов казал москалям стрилять», но тут хуторянам повезло – они остались живы.
На следующий день Ковальчук поехал искать похищенных женщин и нашел некоторых их них в крепости.
Анастасия, жена Чаплинского, возвращаться к мужу не захотела: «спиваючи смиялась и показывала из окна непристойные знаки». А турчанка Офира выбежала к Ковальчуку и сказала, что возвращаться не собирается и живет уже с сержантом «замисть жены».
Хуторяне просили вернуть им жен и добро отнятое на хуторах или заплатить за него деньги – «кожухив три, свиток пять, та за сино и жито и вино горилку всего злотых 10 и более, что слидует платить». Услужливый писарь, составлявший бумагу, добавил в конце прошения: «и что следует до военному регламенту тем войсковым людям учинить»…
В этом письме написанном русским писарем, коверкающим украинские слова, воплощена трагедия простого человека попавшего в ситуацию оккупации, господства военных на завоеванной территории, которые легко могут забрать у первого встречного, не только имущество, но и его жену…
Это письмо осталось без ответа и сохранилась в одесской канцелярии только как казус. Напечатавший его историк и строгие имперские цензоры даже не подумали, что этот документ – свидетельство вопиющей несправедливости, попрания прав, а не просто историческая «безделица».
Скорее всего захваченных женщин солдаты затащили в оставшийся от крепости Ени–Дунья дом турецкого паши (ворота перед домом указывают на сохранившиеся от турецкой крепости укрепления). Любопытно, что этот документ подвергает сомнению версию о том, что турецкая крепость была полностью уничтожена в начале 1890 года, тем более, что на старых картах Одессы на склоне над Военной балкой еще долго значились «развалины крепости».