Жизнь женщины имеет одну особенность — она слишком длинная по сравнению с мужской. Героини нового спектакля Украинского театра — вдовы. Но спешим предупредить: смеяться в зале вы будете гораздо чаще, чем плакать! И да, вы не поверите, но на этот раз на эту сцену артисты будут выходить бодрой походкой, а не ковылять, как сомнамбулы, в клубах дыма и в белом гриме. Это спектакль не для фестивалей, а для обычного (хотя и не совсем) зрителя. Возможно, молодежная аудитория от конкретной пьесы будет далека, но человек с кое-каким жизненным опытом найдет радость узнавания в ряде ситуаций.
Лирическая комедия The cemetery club ("Кладбищенский клуб"), которую написал наш современник, популярный американский драматург, сценарист и продюсер Айвон Менчелл, идет в постановке заслуженной артистки Украины Татьяны Аркушенко под названием "CLUB одиноких сердец". И это женский подход к теме, когда важнее не регулярные посещения кладбища трех вдовушек-подружек, а их одиночество, проблемы, с которыми каждая столкнулась. На кладбище они ходят раз в месяц, и кое-кому из них уже хочется прервать традицию выстригания плюща, скорбных обращений к усопшему супругу и этого вот всего.
Почему не бывает двуспальных гробов, удивляется бойкая красотка Люсиль, напоминающая Мэрилин Монро (народная артистка Украины Ольга Равицкая). Хорошо было бы уснуть вечным сном на плече у гуляки-муженька, который при жизни откупался букетами за измены, и чем роскошнее букет, тем моложе любовница. Никуда из гроба не убежал бы уже... А теперь Люсиль демонстрирует готовность наверстать упущенное за годы беспорочной супружеской жизни. Скупает по комиссионкам броские меховые аксессуары, пусть мех искусственный, но разве ж мужчины поймут, это подруги сходу видят все насквозь, вплоть до цифры, которая была написана на ценнике. Когда дело дойдет до шляпки из меха, зал будет просто рыдать от хохота, зрительницы по своему опыту знают, как успокаивает нервы шопинг! Яркая, сексапильная, Люсиль даже на кладбище ведет стрельбу глазами, высматривая одиноких вдовцов. Для наших условий такая методика не годится, может, американцы и посещают могилы жен, а у нас на кладбищах если видишь одинокого мужчину — беги быстрее от него, ибо это наверняка грабитель, в лучшем случае попрошайка. Но Люсиль вовсе не так проста и одномерна, как можно подумать, она поразит ближе к финалу своей исповедью, и зал заплачет над судьбой женщины, и смолоду-то засыпавшей в холодной постели, и на закате жизни оставленной пусть непутевым, но любимым мужем. "Ну сучий потрох!" — с этой репликой она впервые появляется на сцене, и реплика адресована не только прохожему, якобы пожиравшему Люсиль глазами, но и всей этой дурацкой ситуации, когда от трех дружных семейных пар остаются три огрызка с больной психикой, и уже никогда не будет, как было.
Другую, более целомудренную тактику вдовства демонстрирует аристократичная Дорис (заслуженная артистка Украины Галина Кобзарь-Слободюк). Страдания полностью завладели ею, она в трауре уже не первый год, снимать его не собирается, и сама мысль о присутствии в ее жизни другого мужчины невыносима. Дорис — самопровозглашенный лидер этого кладбищенского клуба, она цепляется как за память о муже (он действительно был, судя по всему, нереально хорош), так и за каждую подругу, проявляющую непростительное легкомыслие. Только собираясь на очередную свадьбу местной знаменитости Сельмы (на сцене не появляется, но мы ее себе реально представляем!), облачится в платье цвета "королевский синий", которое только подчеркнет печать тоски на лице, попробует распушить пряди для новой прически, но скоро потеряет к этому интерес и привычным жестом пригладит волосы. Скажете, ей к психотерапевту? Может быть, но такому, который влюбит ее в себя и подарит счастье, а пустые беседы не помогут.
Ида (заслуженная артистка Украины Татьяна Глущенко) — воплощение "золотой середины". Мягкая, домовитая, покладистая женщина печалится по своей утрате, но допускает иное развитие событий в сторону законного брака. А вот история любви с тем самым найденным на кладбище Сэмом, тоже вдовцом (заслуженный артист Украины Павел Шмарев), не вполне "выстрелила", режиссер это чувствует, и в момент решительного объяснения после мучительных сомнений, ухаживаний и расставаний пара скрывается от глаз публики, повалившись за пуфики в гостиной Иды. Нет, так не пойдет. "Не верю!" — вскричал бы Станиславский...
Зато конкурентка в борьбе за Сэма, не принадлежащая к вдовьему клубу Милдред (заслуженная артистка Украины Ирина Охотниченко), очень убедительна, но она слишком старается, непомерно высокие каблуки не позволяют ей полноценно преследовать свою добычу. Смешное ковыляние нарядной дамочки говорит лучше любых слов: не стоит догонять кавалера, предлагающего руку другой, изображать беспомощность бессмысленно, никого этим не растрогаешь.
Сцена трансформируется то в гостиную в доме Иды, то в кладбище с тремя надгробиями на авансцене, то в улицу маленького городка, где все друг о друге все знают. Заслуженная художница Украины Ольга Гоноболина завесила пространство плющом, символом вечного покоя, кладбищенской растительности — если ее не подстригать, а то и не выполоть с корнем, поглотит твой мир! А хореограф Павел Ивлюшкин придумал для каждой героини такие танцевальные коленца, что слезы высохнут на щеках не только героинь, но и зрителей! Так что не бойтесь печальной темы, как говорят новоиспеченным вдовам в утешение, "это — жизнь"... Деликатно раскрыть столь деликатную тему под силу только женщине-режиссеру, и Татьяна Аркушенко с данной задачей блестяще справилась.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.