Около четырех часов пролежало тело человека у стены паромного терминала порта Черноморск, пока не прибыли врачи и полицейские.
С формальной точки зрения никого нельзя винить в смерти 54-летнего гражданина Грузии Заура Л. Люди, прибывшие для посадки на отходящий через пару часов паром, обратили внимание на лежащего на бетонных плитах человека. Сообщили об этом охране. Затем, как следует по инструкции, дежурный у входа позвонил по телефону своему начальству и сменному диспетчеру. Тот сообщил в Скорую помощь и в полицию. В связи с ремонтом понтонного моста через Сухой лиман объезд через Большую Долину занял несколько часов. Бригада медиков, прибыв к месту трагедии, констатировала смерть. Скорее всего, сердечный приступ.
Смерть человека — это всегда трагедия для его родных и близких. При этом, как правило, возникает мысль: «А мог бы он еще пожить?». В данном случае я вполне резонно могу предположить, что этот человек мог бы еще жить, если бы в момент кризиса не оказался у терминала. На мой взгляд, есть достаточные основания, чтобы так думать.
...За три дня до этого печального события группа писателей, журналистов и музейных специалистов отправлялась в Батуми для участия в литературном фестивале. Посадка на судно задерживалась в связи с поздним приходом парома в Черноморск из-за погодных условий вблизи грузинских берегов. Украинские писатели и поэты, любители литературы и искусства стояли у стены терминала и развлекали друг друга беседами на различные темы. Присесть было негде.
Внимание нашей группы привлекла женщина средних лет, которая просила охранника, стоявшего у входа в терминал, разрешения пройти в туалет. Тот, следуя инструкции, говорил, что это будет возможно только после того, как начнется посадка на паром. Пассажирка, поняв, что эти просьбы бесполезны, со слезами на глазах ушла куда-то в темноту за стоящие на площадке большегрузные автомобили.
На этой площадке перед началом таможенно-пограничного контроля пассажиры порой могут простоять несколько часов
Эта сценка у проходной была замечена другими пассажирами. Ко мне подошли пять женщин из нашей группы с просьбой организовать им «поход» в туалет. Аналогичная просьба первоначально встретила такой же категоричный отказ. Но лишь демонстрация соответствующего удостоверения и заявление о том, что сейчас буду связываться с начальником порта, заставили охранника звонить своему вышестоящему руководству. После соответствующего разрешения сверху пришел второй охранник, вертушку открыли и женщин в его сопровождении допустили до туалета. Оказалось, что пройти надо было всего три метра наискосок по коридору. Но дополнительная охрана зорко стояла перед входом в туалет, дожидаясь, пока вся группа не вернется обратно за территорию терминала.
Через несколько минут вернулась женщина, которая пошла искать туалет на площадке у терминала. Очень эмоционально, она высказала свое мнение охране да и всем пассажирам, стоявшим перед входом на терминал.
— Это нарушение прав человека, — почти в истерике кричала она, доставая свой американский паспорт. — Я уже больше двух часов стою здесь, и вы не пускаете меня ни в зал ожидания, ни в туалет. Здесь на территории нигде нет туалета, мне пришлось примоститься за автомобилем. Это было так стыдно. Вы себя не уважаете. И что, нельзя около терминала скамеечки поставить?
Я вспомнил эту ситуацию уже после возвращения, когда мне рассказали о смерти человека у терминала. Вполне возможно, что он вот так же простоял несколько часов. Может, ему тоже надо было зайти в туалет. Может быть, он нервничал в связи с задержкой посадки на паром. В этой ситуации можно предполагать, что если бы он присел на скамеечке у терминала, или еще лучше — в зале ожидания, выпил стакан воды, может быть, и не случилось бы непоправимого. Впрочем, после длительного стояния у терминала его еще ждали наши украинские пограничные процедуры.
Вспоминаю наш проход к парому. Через определенное время поступила команда на встречу с таможенниками и пограничниками. Утомленные от длительного стояния десятки пассажиров выстроились в очередь у входа в терминал в надежде на скорое размещение в каютах. Но тщетны были их надежды.
Первый контроль перед входом в терминал. Два охранника внимательно изучают паспорт, сверяют фото с лицом его владельца, ставят галочку в списках и только после этого открывают вертушку на входе. Если идет группа, то время прохода исчисляется десятками минут.
Потом очередь таможенного досмотра. И здесь свой список, своя сверка документов и только потом проверка багажа. Хотя должен заметить, что нашу группу пропустили через эти процедуры довольно быстро. Проверка паспортов повторяется еще раз в этой же комнате при встрече с пограничником. Но дополнительно хранитель наших рубежей еще вкладывает в паспорт узенькую полоску бумажки с печатью. Затем ожидание автобуса и пограничника, который должен сопровождать пассажиров по дороге в пару сотен метров до въезда на паромный мост. Но и это еще не конец. Здесь в автобус уже на паромном мосту входит еще один пограничник, который забирает эти бумажки и напоследок еще раз сверяет лица с фото на паспортах.
Мне много раз приходилось проходить этот путь от терминала до парома, и каждый раз приходится удивляться терпению пограничников, на которых пассажиры, как правило, срывают свою досаду за длительность и количество повторяемых проверок. Совершенно несравнимо прохождение границы в Украине с практикой цивилизованных стран, где эта процедура длится пару минут, а сейчас вообще заменяется проходом через специальный автомат. Ведь любая страна заинтересована в том, чтобы привлечь как можно больше туристов. И процедуры пересечения границ становятся все более быстрыми и необременительными. Украинские границы в целом похожи на цивилизованные, чего не скажешь о терминале Черноморского порта.
И в этой ситуации, очевидно, каждый пассажир думает почти одинаково: «Зачем так много контролеров в погонах на границе, которые несколько раз дублируют и перепроверяют друг друга?». С любой точки зрения, государству это невыгодно. Думаю, что и стражи границы не получают удовольствие от таких порядков. В неофициальном разговоре они подтверждают бесполезность этой процедуры, но при этом ссылаются на инструкцию, которой они обязаны следовать.
Забегая вперед, скажу, что на обратном пути мы провели почти 30 минут в ожидании автобуса, который должен был довезти нас от парома к выходу из порта. Так его и не дождавшись, все пассажиры, несмотря на протесты пограничника, самостоятельно прошли эту дорогу до терминала. И ничего страшного не случилось.
Должен также подчеркнуть, что пассажирский терминал паромного комплекса уже очень давно не удовлетворяет самым элементарным требованиям. Узкие коридоры, душные комнатушки, может быть, когда-то и не смущали пару десятков пассажиров в рейсе между Ильичевском и Варной. Но сейчас, когда паромы «Укрферри» в течение недели перевозят в Грузию или Турцию сотни пассажиров, это помещение совершенно не приспособлено для прохождения пограничных формальностей.
На что надеяться? Доля оптимизма появилась недавно после того, как Верховная Рада Украины утвердила программу Кабинета Министров Украины на предстоящие пять лет. Министр инфраструктуры Владислав Криклий отметил, что задачи в инфраструктуре направлены на удовлетворение потребностей граждан и бизнеса в безопасном, современном и доступном транспорте. Цифры и перспективы впечатляют. Надеюсь, что Черноморский порт и Администрация морских портов Украины в рамках этих планов возьмут на себя соответствующие обязательства. Лично для меня эти намерения будут очевидны даже в том случае, если у терминала появится несколько скамеечек, и вертушка перед входом будет перенесена на три метра в коридор, чтобы пассажиры могли пользоваться туалетом и буфетом в зале ожидания.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.