В высших учебных заведениях студентам преподают философию для общего интеллектуального развития. Это, безусловно, хорошо. Однако трудно сказать, в какой мере Платон или Людвиг Фейербах помогают впоследствии большинству людей в принятии важных жизненных решений, особенно в отношениях между мужчинами и женщинами.
Философия любви учебными программами не предусмотрена. А ведь Шекспир писал:
Как избежать — узнать бы каждый рад — Тот райский путь, что всех заводит в ад.
В Европе половина браков распадается. В Дании говорят, что брак — это первый шаг к разводу, в Англии считают, что повторный брак — это победа надежды над опытом. Частые разводы происходят не потому, что кто-то из супругов обязательно оказался плохим. Он, когда широко открылись глаза, просто оказался другим. И тут снова вспоминается философское наблюдение Шекспира:
Глазам влюблённым правда не дана: Мешает им восторга пелена.
В сонетах Шекспира можно найти ответы на многие вопросы философии и психологии любви. Примечательно, что великий поэт и драматург, завершающий плеяду гениев эпохи Возрождения, не собирался писать какой-либо трактат о философии или психологии любви. Более того, он и сборник сонетов не собирался писать в качестве книги для последующего издания. Просто в течение ряда лет он свои письма и личные послания близким друзьям, лордам — меценатам театра, отдельным актерам и своей возлюбленной даме писал в стихотворной форме сонета из трёх четверостиший и заключительного двустишия. В этом лаконичном афористическом двустишии подводился итог и выражалась суть всего сказанного.
Может возникнуть вопрос: а зачем поэт утруждал себя поиском рифм и соблюдением поэтического размера для сообщения, которое проще и быстрее можно изложить в прозе. И тут мы читателю сообщим собственную концепцию. Скорее всего, за прозу и за поэзию отвечают различные участки мозга. При этом активное поэтическое мышление наблюдается примерно у трёх процентов населения. И тут мы сообщим читателю ещё об одном интересном наблюдении. Некоторым поэтам подсознательно удаётся в нескольких строках стиха выразить больше сути и смысла проблемы, чем на нескольких страницах прозы. Такие строки становятся афоризмами. В таких случаях говорят, что словам тесно, а мыслям просторно.
Можно на целую страницу растянуть мысль о том, что некоторые влюблённые расхваливают свою избранницу на все лады с помощью льстивых сравнений, в то время как у меня нет необходимости рекламировать мою возлюбленную, тем более, что она и сама в этом не нуждается. В этом случае Шекспир пишет так:
Ей небом все достоинства даны, И льстивые сравненья не нужны. Её хвалить не буду даже: Моя любовь — не для продажи.
Отправляя свои письма в поэтической форме, Шекспир, видимо, учитывал, что лаконичность и афористичность, классический ритм и рифма усиливают убедительность сказанного, свидетельствуют об уважении автора письма к адресату и укрепляют уважение к самому автору. Кроме того, письмо в виде сонета приобретает художественную ценность и будет долго сохраняться. Копии таких писем сохранял и автор. Когда за ряд лет, уже к началу семнадцатого века, таких писем накопилось более ста пятидесяти, они были собраны в так называемый «фолио» и затем изданы как сборник сонетов. В какой мере сам автор поддерживал идею такого издания, достоверно неизвестно, но человечество от эпохи Возрождения получило бесценный интеллектуальный подарок. Оказалось, что общечеловеческие ценности, особенно в области чувств, практически не изменились.
Ценность необычных шекспировских сонетов в том, что каждый из них является не плодом досужей фантазии поэта, а тесно связан с конкретной жизненной ситуацией в биографии Шекспира. Эту связь изучали и устанавливали итальянские исследователи в течение нескольких лет. Установленная взаимосвязь доказывает аутентичность авторства сонетов.
А теперь по-философски рассмотрим шекспировское утверждение о том, что любовь слепа, «сплошная темнота». Поэтому желанная дорога в рай может оказаться дорогой в ад. Возникает вопрос: так, значит, любовь является не только благом, но и угрозой оказаться в адских условиях? Так каково же истинное назначение феномена любви?
В этом случае штатный философ может сослаться на закон единства и борьбы противоположностей. Но это будет формальный ответ. Попробуем найти ответ у Шекспира, включая собственную поисковую систему. Косвенный ответ можно найти, читая между строк первые 16 сонетов. В них говорится, что Природа нам дарует личную красоту и привлекательность не ради самолюбования и не навсегда, а на ограниченное Природой время. Природа надеется, что мы правильно воспользуемся этим даром и оставим после себя таких же красивых и достойных наследников и продолжателей жизни. На склоне лет Природа придет к нам с аудитом и потребует отчет. Самым лучшим ответом Природе будут наши дети, в которых наша застывающая кровь играет с новой силой.
Эту мысль Шекспир настойчиво повторяет в шестнадцати вариантах. Это значит, что для убеждения кого-то в необходимости продолжения рода потребовалось 16 посланий! Кого же и как убеждал Шекспир?
Послания адресовались юному сыну лорда Пемброка, друга Шекспира. Лорд просил уважаемого драматурга убедить юного сына вступить в брак с дочерью другого достойного лорда. Проблема была в том, что юная невеста, будучи худосочной и бледной, не отвечала чувственным преференциям юноши. Ему нравились упитанные прачки и румяные булочницы.
К каким аргументам прибегал Шекспир, кроме ответственности перед Природой в неукоснительном долге по продолжению рода? Помимо откровенных намёков типа «кто же откажет благородному мужу вспахать плодородное поле?», Шекспир показывал угрозу от невыполнения долга:
А если думаешь, что ты неповторим, Уйдешь ты вместе с образом своим.
Обратим внимание, что в данной важной жизненной ситуации Шекспир ни слова не говорит о каком-либо влекущем образе возлюбленной, поскольку в другом сонете сказано, что глазам влюбленным правда не дана. Ссылаясь на Природу, Шекспир ставит в приоритет задачу продолжения рода. Какой можно сделать философский вывод в плане познаваемости мира и его закономерностей, в плане приоритетной природной задачи человека на Земле?
Мы исходим из того, что создателем всего сущего есть Творец. Им установлены все законы и алгоритмы развития. Учитывая множество конфессий, мы используем в данном контенте слово Природа. Таким образом, Природа наградила человека способностью к продолжению рода, возможностью испытывать чувственное влечение друг к другу и свободой выбора. Как соотносятся между собой эти элементы системы в человеке разумном? Понятно, что продолжение рода у Природы в приоритете. Будь иначе, всё потеряло бы смысл. Поэтому долг сознательных людей — обеспечить продолжение рода. Шекспир по этому поводу взывает к сознательности каждого.
Однако Природа знает, что уповать только на сознание людей не следует. Тем более, к каждому человеку не приставишь Шекспира с его увещеваниями. Поэтому Природа предусмотрела стимулирующий фактор и наградила каждого интимной чувственностью и свободой выбора. И тут мы возвращаемся к тому, что выбор может быть необъективным и поспешным. Это для Природы уже не так существенно, поскольку не влияет на главный результат. А что вы хотели, чтобы Природа при рождении вам выдавала бирку с фамилией и адресом пары, с гарантией счастливого брака? Если бы это было так, то наша жизнь была бы лишена интриги поиска, была бы пресной и монотонной. Природа не должна отвечать за удачу вашего выбора. Думайте сами. Изучайте опыт других, в том числе жизненный опыт Шекспира, отраженный в сонетах, смотрите не только на объект страсти. Но и на фирму производителя с учетом генетики. Имейте в виду существование таких понятий, как биологическая совместимость.
Иначе вы будете похожи на героя песни Высоцкого, который на любую очередную негативную информацию о забулдыге Нинке отвечает кратко и исчерпывающе:
А мне плевать: мне очень хочется...
Подобная ситуация встречается и в сонетах Шекспира:
Коль суждено мне грешницу любить — Не ваше дело. И не вам судить!
Определённым образом Природа вполне разумно сбалансировала систему «продолжение рода — интимная чувственность — свобода выбора». Продолжение рода гарантируется интимной чувственностью, а свобода выбора заставляет человека бороться за своё счастье методом проб и ошибок. С природной интимной чувственностью всё более-менее ясно, поскольку она одновекторна и направлена на удовлетворение страсти.
А вот с пониманием природы любви сложнее: она многовекторна. Особенно много значений это слово имеет в русском языке. Тут можно любить яблоки и кофе, маму и дочку, футбол и рыбную ловлю, партию и правительство, и, наконец, женщину. Из всего перечисленного на итальянском языке можно любить только женщину. Во всех остальных случаях итальянец скажет, что ему нравятся яблоки, он предпочитает кофе, является болельщиком, увлекается рыбной ловлей, желает добра матери и дочери, является сторонником партии, поддерживает правительство и, наконец, любит женщину. А в известном религиозном сочетании — Вера, Надежда, Любовь — последнее слово звучит не как «аморэ», а как «мизерикордия», то есть милосердие.
Но и в своём прямом назначении понятие любви, как чувственного и духовного влечения, возникающего между людьми, — многозначительно и может иметь целый ряд оттенков. Любовь может быть взаимной и безответной. Но даже при взаимной любви в отношениях двух людей бывает множество особенностей, поскольку в природе нет абсолютного равенства, тем более в области интимных чувств.
Любовь, особенно неразделённая или утерянная, может привести к обожествлению объекта страсти. Тогда в шекспировских сонетах появляются такие строки:
Учусь быть в одиночестве вдвоём, Молясь тебе и вечером, и днём.
В сонетах можно встретить строки, отражающие неземную любовь:
Готов отдать все прелести земли За миг прикосновения к тебе.
В других же строках отображена любовь земная:
Она не ходит поступью богов: Она шагает просто по земле.
В сонетах есть строки о том, что женщина, даже возлюбленная, прежде всего, остаётся земным человеком. Ведь не зря сказано: не создавай себе кумира. В одном из французских фильмов женщина убеждает безнадёжно влюблённого и обожествляющего ее мужчину: «Поверь, я такая, как все».
Обожествление порой приводит к казусам. Во времена, когда обожествляли Ленина, в его доме-музее в Ульяновске экспонировался макет квартиры Ленина дореволюционного периода. На макете, кроме жилых комнат, были представлены кухня и туалет. Глядя на всё это, одна школьница с ужасом спросила: «Мама, так что? Получается, что Ленин тоже ходил в туалет?».
В то же время возвышенное, особое отношение любящих супругов друг к другу может сохраняться в течение всей жизни. Это, в частности, бывает, когда безумно влюблённые сердца наперекор всем трудностям соединяются и оказываются созданными друг для друга. У каждого из них в памяти и на всю жизнь отчеканивается молодой образ любимого человека. Супруги, живя в согласии, постепенно и вместе стареют, и поэтому не фиксируют на этом естественном процессе особого внимания. Тем более, что внешние изменения происходят не резко. А главная духовная связь остаётся неизменной. В этом случае в любом возрасте мужчина будет нежно держать за руку всё ту же, запечатлённую в памяти юную девушку, которая за годы совместной жизни стала ему ещё ближе и дороже. А для любящей женщины такое отношение является высшим счастьем. Конечно же, в этом случае многое зависит от самих супругов.
Об этом Шекспир писал:
Судьбой, что сочетала нас вдвоём, Не обменяюсь даже с королём.
Из сонетов Шекспира следует, что он воспевает любовь жертвенную: когда любящий человек ставит интересы любимого человека выше своих собственных. Что касается потребительской любви, то Шекспир её рассматривает как эгоистическое стремление к возможности получения наслаждения, удовлетворения собственных желаний и любопытства.
Возможно, не все согласятся с Шекспиром, но его жертвенная любовь готова даже простить все поступки и грехи любимого человека. В сонетах об этом говорится так:
Ты делай всё, что хочешь, Будь, что будет. Твой раб твоих поступков не осудит.
Случилось так, что Шекспир, будучи уже известным драматургом, узнал, что его молодая возлюбленная увлеклась талантливым и молодым актером. Судя по письмам-сонетам, адресованным актеру, Шекспир всю вину сначала возложил на молодого человека:
Её обман — издержки красоты, Но как фальшивым оказался ты?
Однако в последующем письме поэт, говоря о своих внутренних терзаниях, всё же понимает, что его возлюбленная имеет право, сохраняя уважение к солидному драматургу, предпочесть для личных отношений своего ровесника. Поэт берёт актёра под свою защиту:
В моих оценках чувственных разлад: Я прокурор тебе и адвокат. Любовь и ненависть переплелись сполна: Меж ними вспыхнула гражданская война. Хоть я стою по обе стороны огня, Ты остаёшься подзащитным для меня.
Ценностью сонетов Шекспира является то, что они, отдавая дань романтике, остаются близкими к реальной жизни. Воспевая верность — «В достоинстве любом — твои черты, Вернейшим сердцем обладаешь только ты» — поэт сознаёт, что любви может сопутствовать и разочарование. В то же время Шекспир показывает, как истинная любовь вдохновляет на творчество и созидание:
Но нем мой стих без твоего огня: Лишь ты поэтом делаешь меня.
Благодаря научно-техническому прогрессу многое в нашем мире изменилось. Однако ни спутники, ни макдональдсы, ни мобильная связь и планшеты ничего не изменили в области вечных общечеловеческих ценностей.
И благодаря любви жизнь остаётся прекрасной. В этом и есть вся философия Планеты Людей.
Георгий ПИЛИПЕНКО. Номинант Всемирной антологии переводов сонетов Шекспира
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.