Сергей Доценко: «В балете даже зло должно быть красивым»
18-01-2021, 11:00 |
Заслуженный артист Украины Сергей Доценко, ведущий мастер сцены, балетный солист Одесского национального академического театра оперы и балета, покоряет балетоманов партиями принца Зигфрида и Ротбарта («Лебединое озеро»), принца Дезире («Спящая красавица»), Щелкунчика-принца и Дроссельмейера («Щелкунчик»), Антипода («Крик»), Арбенина («Маскарад») и многими другими.
В качестве балетмейстера совместно с Яниной Киселёвой осуществил постановку балета для детей «Красная шапочка». Гастролировал во Франции, Италии, Испании, Греции, Швейцарии, Германии, США, Канаде и других странах. Пока длится локдаун и спектакли поставлены на паузу, артист не прекращает тренироваться в ожидании новой встречи с публикой.
— Сергей, большой опыт не мешает вам убедительно выглядеть даже в образе юного Ромео...
— В балете у каждого судьба складывается по-разному, и балетная молодость заканчивается тоже по-разному. Я к этому отношусь абсолютно нормально. В одной из передач недавно Николай Цискаридзе сказал, что его педагог советовал ему танцевать на сцене ровно двадцать лет, и все. Он так и поступил. Ровно через двадцать лет станцевал последний спектакль «Жизель» и больше на сцену не выходил. Другое дело, что он талантливый педагог и много еще может сделать для балета. У него были феноменальные данные балетного танцовщика, у меня таких данных не было, было только желание доказать себе и другим, что я чего-то в этой профессии добьюсь.
Никогда не ставил перед собой цель стать ведущим солистом. Мне просто нравилось то, чем я занимаюсь. Понимал: чтобы что-то получилось, это надо полюбить по-настоящему. Стараюсь ко всему так относиться.
Мой однокурсник Игорь Булычёв, который сейчас работает в Киевской опере, тоже высокий, мужественный, у него очень хорошие ноги, линии. Естественно, как артисты, мы смотрели друг на друга и пытались угадать, кто в будущем окажется в кордебалете, кто на вторых партиях, а кто — на ведущих. Мастерство актера нам преподавала мама моей однокурсницы Нади Гончар, очень способной девочки. И вот она сказала как-то при всем курсе: «Вот этот мальчик, Сережа, будет ведущим солистом. А вот ты, Игорь, не будешь ведущим солистом никогда». Он со мной до конца года не разговаривал... Но она ведь сказала это по-доброму, в хорошем смысле, просто старалась объяснить. И он ведущим не стал, хотя все предпосылки к этому были, он очень хорошо танцевал характерные и вторые партии, он прекрасный Ротбарт в «Лебедином», прекрасный Тибальт в «Ромео и Джульетте» — смотришь, и просто мурашки по коже.
А у меня получилось стать ведущим. Постепенно стали прибавляться партии. Хоть говорят, что век короткий у балетного артиста, но сколько начальства сменилось за это время... Бывали неприятные моменты: ты ко всем стараешься относиться хорошо, справедливо, а за твоей спиной плетутся какие-то интриги. Знаю, что когда в очередной раз менялось руководство и пришел главным балетмейстером Владимир Николаевич Трощенко, он обратил на меня внимание и спрашивал: «А это что за мальчик?». На тот момент у меня, скажу честно, были в основном внешние, фактурные данные, техники не хватало, подъема у меня особого нет, бралось внутренним состоянием, любовью, отношением и, понятно, работой. И нашелся человек, который сказал: «На него даже не обращайте внимания, у него нет координации, он вообще полный ноль». А этому человеку я ничего плохого не сделал, я с ним нормально общался и конкуренцию ему не составлял. Ничего, мы это тоже прошли.
— Не могу не восхититься вашим Дроссельмейером в новом «Щелкунчике». В чем секрет?
— С Дроссельмейером я уже сталкивался, так как со «Щелкунчиком» в прежние годы мы часто ездили на гастроли, а в таких условиях ты танцуешь разные партии. Я в разных редакциях Дроссельмейера танцевал, меня даже приглашали во Львов с этой партией, после чего стали звать туда работать (смеется). И за границей не раз танцевал. Так получилось, что Дроссельмейер мне всегда нравился, я не считаю, что это возрастная партия.
— Раз главная героиня Маша — маленькая девочка, то у нее должен быть молодой дядюшка!
— Другой вопрос — как эту партию поставят. Я видел разные постановки «Щелкунчика». Есть очень статичные образы Дроссельмейера, иногда его представляют, как фокусника, он больше ходит, а не танцует. Бывает, создают образ очень зрелого, даже пожилого человека. Это как в «Лебедином» — почему-то считают, что Ротбарт должен быть непременно страшным, и чем страшнее, тем злее. На самом деле зло может быть красивым. Ротбарта отвергали девушки и выбирали Зигфрида — в этом его драма...
Но вернемся к Дроссельмейеру. Мне нравится этот образ. У меня параллельно с подготовкой спектакля шли концерты, я не присутствовал на всех репетициях и впитывал часто со стороны, наблюдая, что требует балетмейстер Сергей Бондур от других танцовщиков. Конечно, там есть часть меня. Не могут в разных составах артисты быть одинаковыми, как роботы. Есть постановка, рисунок роли — ты должен это выполнить. А образ — к сожалению, я не понял, каким Бондур видит этот образ. Я его преподнес одновременно и сказочным, и серьезным.
Наш ведущий репетитор Наталья Здиславовна Барышева подошла ко мне и сказала: «Мне понравилось, этот Дроссельмейер какой-то каверзный!». Пришлось научиться делать фокусы — изначально объяснил и показал Сергей Бондур. Больше всего понравился фокус с механизмом — отпускаешь пружинку, и из шляпы вылетает на нитке красная тряпочка, ты ее держишь в руке, нажимаешь кнопку и выстреливает красивая блестящая палочка. Это очень эффектно. Сделать конфетку, сказку из ничего Дроссельмейер умеет, он настоящий артист.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.