В этот день, 16 февраля, три десятилетия назад, в Одессе появилось новое печатное издание. Названо оно было с этаким вызовом — «Порто-франко». Тогда, на изломе эпох, на переходе от Советского Союза к независимой Украине, в нашем городе появилось много газет. И подавляющее большинство из них — в силу самых различных причин — кануло в Лету. А «Порто-франко» живет. С чем мы наших коллег и поздравляем!
Накануне праздничной даты я попросил редактора «Порто-франко» Аркадия Рыбака вспомнить о том, «как все начиналось». Ну, и первый вопрос — а почему, собственно, 16 февраля?
— Сейчас расскажу, — улыбается Аркадий Михайлович. — Небольшая предыстория. Идея создать газету у меня, работавшего в газете «Комсомольська Іскра», возникла еще в конце 80-х годов, когда стало понятно, что комсомольские газеты будут переходить на хозрасчет. А как придется трудиться в новых условиях, прежние учредители издания не представляли. Когда пришло время для принятия решения, родилась простая мысль: старую газету закрыть, новую открыть. Так появилось «Порто-франко», причем в первые годы в шапке издания значилась еще «Молодая Одесса», дабы подчеркнуть акцент на целевую аудиторию.
— И что, нельзя было выпустить первый номер, условно говоря, 1 января?
— Оказалось, что нельзя. Вернее, не получилось стартовать с января. Если помните, еще был СССР с его плановой экономикой и лимитами. Так как мы были новенькими на газетном рынке, никаких лимитов на газетную бумагу для нас на 1991 год не предусматривалось. Поэтому пришлось срочно собирать людей, которым издание новой газеты было интересным, и искать бумагу. Как ее искали — отдельный рассказ. Замечу лишь, что газетная бумага по разнарядке зачастую отправлялась тем же проектным и научным институтам, которые просто не знали, что с ней делать. В общем, нашли. Поэтому 16 февраля — это дата, которую определило стечение обстоятельств.
— Первый год жизни газеты — всегда самый сложный. Энтузиазм первых выпусков уходит, и остается рутинная работа. А как у вас было?
— Было «весело». На нашу долю сразу выпал путч ГКЧП. Мы были молоды, горели энтузиазмом, поэтому ситуацию с попыткой переворота восприняли однозначно. Почему-то в Одессе устоялось мнение, что в то время только газета «Знамя коммунизма» сразу выступила с осуждением ГКЧП. Это не так. Я в то время сотрудничал со многими центральными изданиями. И факс в здании издательства был только у нас. По своим каналам мы стали получать оперативную информацию о путче. Ею стали делиться, с тем же «ЗК». Но, выпустив номер с серией материалов под однозначным заголовком «Хроника кремлевского путча», в котором рассказывалась вся правда о ГКЧП, вдруг обнаружили, что нашу газету в киоски не завезли. Весь тираж в розницу не попал! Начальство «перестраховалось». Тогда мы загрузили нашу старую «Волгу» и вывезли эти газеты в центр города. «Улетел» номер мгновенно!
— Потом, насколько помню, газета много экспериментировала с контентом, как сейчас принято выражаться. Какие темы были «ваши»?
— Не для похвальбы, а ради констатации факта отмечу: не имея ни подписки, ни телевизионной программы внутри газеты, ни спонсоров, мы увеличили тираж в течение первого года с 10 тысяч до 40 тысяч. Много экспериментировали, выпускали разные спецвыпуски — спортивные, детские, молодежные, посвященные известным людям, заполняя информационный вакуум. Потом мы переименовались в информационно-издательский комплекс и смогли выпускать отдельные интересные издания. Например, дайджест «7 этаж», «Кроссвордоманию». С партнерами из хозяйственного суда делали «Судебный вестник». Выпускали газету «Налоги и Финансы». Это был период активного поиска и достаточно живой жизни. Газетный рынок Одессы на тот период был очень разноплановым. К сожалению, его убила политика. Мы старались держаться нейтралитета и не входить ни в какие альянсы. «Порто-франко» — газета для одесситов. Мы презентовали самое лучшее, что есть в нашем городе: места, людей, события.
— А кто придумал название?
— Название выбрал я. Повторюсь, вначале в шапке писалось второе название — «Молодая Одесса», но мы от него отказались. К концу 1991 года осталось только «Порто-франко». Кто знает историю Одессы, согласится, что порто-франко — это золотой период развития нашего города. Своими публикациями мы пропагандировали новый рывок, новый поворот в истории Одессы. От этой идеи я не отказываюсь и сегодня.
— Любая газета — это, прежде всего, люди, которые ее делают. Кто трудился в «Порто-франко» в эти годы?
— Эти имена знает вся Одесса. Мой отец, Михаил Рыбак, заслуженный журналист Украины, он внес свой вклад и в историю «Вечерней Одессы». Замечательные журналисты Римма и Леонид Зверевы, они тоже потом трудились в «Вечерке», темы образования освещала Наталья Черешинская. Много публиковался Олег Губарь, заместителем редактора работает Александр Галяс, у нас работали поэт Владислав Китик, Борис Шейнберг, Инна Ищук, Олег Мельничук и Елена Колтунова, в «Порто-франко» начинал писатель Евгений Стебливский. Первые статьи, которые затем были собраны в книгу «Бандитская Одесса», публиковал академик Файтельберг-Бланк. А Алексей Костроменко, наш художник-оформитель, за годы работы в газете, безусловно, стал лучшим в Одессе мастером коллажей. Отличительной чертой «Порто-франко» всегда была открытая возможность для начинающих журналистов попробовать себя в профессии. И достаточно много сегодняшних «звезд» одесской и украинской журналистики брали старт в нашей газете.
— Тридцать лет отпразднуете. Что дальше?
— Дальше? Жизнь покажет. И, несмотря ни на что, мы трудимся, пусть и оптимизированным составом, и продолжаем выпускать газету.
Интервью вел Олег Суслов. Фото Олега Владимирского
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.