АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Ностальгия по транспорту


17-11-2021, 11:00 |

Воспоминания зачастую окрашены в светлые тона. Хотя бы в силу своей безвозвратности и потому, что тогда мы были моложе. Все, кажется, было ярче, сильнее, интереснее. Что же касается жизни в нашей стране, то она и в самом деле была лучше. Именно поэтому память о тех временах беспощадно искореняется в народе вместе с целыми поколениями соотечественников, которые жили тогда и могут сравнить. Спокойное, позитивное отношение к прошлому, принятие его, каким бы сложным оно ни было, говорит о благополучии в настоящем. Потому наши соседи и бывшие товарищи по социалистическому лагерю не боятся воспоминаний. Настолько, что даже используют их в коммерческих целях.

 

Так, в Венгрии, с которой нас связывает не только общее идейно-политическое прошлое, но и Дунай, набирают популярности городские поездки в стиле ретро. Для этого восстанавливают старые транспортные средства и пускают их в дело. При этом Венгрия остается одним из лидеров европейского автобусного производства. В конце сентября здесь представили «электрические» автобусы, которые венгры разработали совместно с сингапурскими инженерами, их будут выпускать в городе Рацкеве, что на правом берегу Дуная.

Мы же помним знаменитые венгерские «Икарусы». Не забывают о них и в Венгрии. Еще в конце весны автопредприятие Volаn в выходные и праздничные дни организовало ностальгические экскурсии на ретро-автобусах (Икарус 66, Икарус 55, Икарус 55 LUX и Икарус 266). Мини-путешествие за час с небольшим можно было совершить не только в Будапеште, но также в Дьёре, Пече и Сегеде.

А весь октябрь каждый уик-энд в Будапеште будет ходить отреставрированный старый трамвай образца 60—70-х годов: в субботу — коричневый, в воскресенье — желтый. Трамвайная линия, проходящая по берегу Дуная, входит в десятку красивейших в мире. Во время поездки можно любоваться такими достопримечательностями, как Парламент, будапештские мосты, Будайская крепость, гора Геллерт.

Столичное транспортное предприятие BKK начиная с 2009 года развивает ностальгические маршруты, так что ретротранспорт уже органически вписался в картину города и фигурирует в путеводителях, туристических статьях и сувенирной продукции. В сентябре на площади Ференца Деака прошел своего рода парад трамваев — от столетних деревянных вагонов до новейших CAF-ов с низкой посадкой. А 25 сентября открылась целая трамвайная линия в стиле ретро.

Ностальгический транспорт — нечто намного большее, чем простое транспортное обслуживание, пишет венгерский ресурс, название которого переводится как «чудесный, изумительный Будапешт». Такое своего рода путешествие во времени наполняет поездку переживаниями и впечатлениями.

Ретротранспорт создает особый образ города, делающий Будапешт еще больше привлекательным для семей с детьми, иностранных и отечественных туристов. К тому же в транспортных средствах водители и кондукторы (контролеры BKK), помимо исполнения своих служебных обязанностей, «охотно и душевно беседуют с пассажирами, рассказывают им о прежнем городском транспорте». В ретровагоне можно закомпостировать билет или на последней остановке позвонить в 100-летний трамвайный звонок.

Мы в Измаиле уже и забыли о внутригородском автобусном сообщении. Да и о муниципальном транспорте вообще. А ведь где-то, возможно, ржавеют и разрушаются вполне еще «реанимабельные» старые автобусы, верой и правдой служившие гражданам за какие-то 5 копеек. И тоскуем мы не только по колориту, но и транспортному обслуживанию как таковому.

В Измаиле уже давно не ходят городские автобусы, а электротранспорта здесь и не было. Правда, когда население Измаила приближалось к 100-тысячному рубежу, перед городом замаячила перспектива троллейбусного сообщения. Однако с наступлением нового времени растаяли всякие надежды вместе с численностью живущих, а с городских улиц исчезли даже старые добрые автобусы.

Теперь по Измаилу шмыгают лишь юркие маршрутки. Быстро, удобно, но цена!.. Когда в Харькове поднялась волна недовольства против повышения стоимости проезда в городском транспорте до 6 гривен, в Измаиле она уже давно была 7 гривен. И это в маленьком городе, где самый популярный, 10-й, маршрут можно за час пройти из конца в конец, делая привалы в «придорожных» кафе! Другие маршруты сократили или разбили на два (бывший 1-й, например).

В доковидные времена на основных городских маршрутах были льготные рейсы, но в условиях карантина якобы из заботы о здоровье пожилых людей (основное население Измаила, нуждающееся в льготном проезде) их упразднили. Не видно больше на городских улицах и большого комфортабельного автобуса, несколько раз на дню бесплатно возившего народ в микрорайон «Крепость». В результате в этом сезоне число отдыхающих на дунайском пляже пенсионеров сильно сократилось. Очень полезно для персонального и коллективного здоровья, ничего не скажешь! Люди уверены, что льготы, которых их лишили под шумок пандемии, потеряны безвозвратно.

Ведь все маршрутные линии в Измаиле частные, и других у нас нет. Между тем, возможность свободно передвигаться по территории своего населенного пункта — никакая не привилегия, а базовое право гражданина. Антимонопольное законодательство никто не отменял. Власть не имеет права повышать стоимость основных услуг, если нет доступной по цене альтернативы. Ведь когда в Измаиле появились маршрутные такси, они курсировали наравне с дешевыми, хотя и менее комфортабельными, автобусами. То же было и с междугородным сообщением.

Вот почему будапештская инициатива воспринимается в главном украинском городе на Дунае не просто как милый туристско-развлекательный прием, но как напоминание о доступности городского транспорта. И вообще — о временах, когда поездка в автобусе или трамвае была вопросом времени или удобства, но никак не денег.

Наталья МЕССОЙЛИДИ. г. Измаил


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.