Низкие баллы по математике, показанные по результатам ВНО в прошлом году, вызвали разные дискуссии среди специалистов и родителей учащихся. Одним из главных вопросов был вопрос о том, как относиться к происходящему? Как к катастрофе отечественной системы преподавания или как к неизбежному снижению уровня знаний по точным дисциплинам в условиях общей гуманитаризации образования. Свою точку зрения мы попросили высказать профессора кафедры методики преподавания и содержания образования Одесской академии непрерывного образования, кандидата биологических наук, доцента Владимира Немерцалова.
— На мой взгляд, механизм ВНО интересный, но до конца не изученный, — говорит Владимир Владимирович. — Он позволил победить коррупцию при поступлении в вузы, но теперь его функционал несколько изменился. ВНО призвано отсеять тех, кто не справится с требованиями высшей школы. Это бьет по некоторым еще сохранившимся мифам о превосходстве старой отечественной системы образования. Да, она позволила совершить некоторые технологические прорывы в прошлом, но сегодня требования к подготовке кадров существенно изменились.
Могу сказать, что прошлый год должен был стать годом математики с введением обязательного экзамена по этому предмету. Но потом вмешался карантин, и обязательным экзамен не стал. Как следствие, на пунктах тестирования, где была математика повышенного уровня, явка составила порядка 80%. А там, где базового, — менее 10%. Ребята оказались демотивированными и отнеслись к тестированию по математике формально.
— В этом году что-то изменится?
— Думаю, да. Несмотря на карантинные ограничения, учебный процесс продолжается. Абитуриенты знают: экзамен по математике стал обязательным. Знают, что такое повышенный уровень, что такое базовый.
Если говорить о самих заданиях, то они находятся в свободном доступе, с ними можно ознакомиться. Они включают программу не только 11-го класса, а всего курса математики. Есть задания на проверку компетенции ученика, на то, сможет ли он применить знания в повседневной жизни. Например, рассчитать, удастся ли шары определенного радиуса поместить в ящики разных размеров. То есть при небольших усилиях ответить на 9 из 58 вопросов можно.
— Владимир Владимирович, если говорить о приоритетах системы образования, как изменились они?
— В советское время элитой образования считалась подготовка военных, ученых в физико-математических направлениях, в сфере медицины и агробизнеса. Теперь приоритеты стали другими. Возможно, мы чересчур увлеклись гуманитаризацией системы образования в ущерб всем остальным направлениям подготовки. Но на самом деле в современном мире приходится учиться постоянно. Потому таким важным становится понятие «компетентности». Это означает увидеть проблему, сформулировать ее и поставить задачи, решение которых позволит с проблемой справиться.
Современная школа должна дать ученику определенный опыт работы с задачами и проблемами. Это основополагающие принципы Новой украинской школы. В этом году на нее перешли учащиеся 5-х классов пилотных школ, в следующем — пятиклассники всех остальных школ, за исключением тех, кто работает по другим утвержденным программам.
Если вернуться к низким баллам ВНО по физике и математике, которые регистрируются у нас, то это объективный отсев тех, кто не может обучаться в вузе. В Израиле отсеивают половину абитуриентов вузов. Наверное, чтобы потом не тащить отстающих неизвестно ради чего, затрачивая на их обучение силы преподавателей и деньги государства.
— То есть сегодня можно говорить о том, что высшее образование нужно не всем…
— Да. И не всем оно полезно. Во всем мире развиваются различные формы профессиональной подготовки, которые не касаются вузов. И мы тоже не остаемся в стороне от этих процессов.
Большой отсев людей по результатам ВНО поможет им всерьез задуматься: а нужно ли им высшее образование? Это очень важный момент. Так как тратить 5 лет жизни, чтобы получить диплом ради диплома, не стоит. Надо учитывать, что идет также и реформа высшей школы. Обучение в вузе становится более сложным, ориентированным на результат. И механизм ВНО помогает отсеивать тех, кто с новыми требованиями не справится. Потому выпускнику стоит, кроме плана А — поступление в вуз, иметь и план Б — получение профессии, которая его сможет прокормить. Тем более, что за рубежом люди часто получают какую-то профессию, а потом, если в этом есть необходимость, могут окончить и вуз или пройти какую-то переподготовку.
— А учителя готовы к новым задачам?
— Надо сказать, что школе предстоит разделиться на 3 ступени. Дети будут обучаться с 1-го по 4-й класс, затем в гимназии с 5-го по 9-й. После этого они получают аттестат о неполном среднем образовании и идут либо в профильный лицей, либо в колледж.
Лицеи и научные лицеи как раз и будут призваны готовить тех, кто пойдет дальше в вуз и сможет стать ярким ученым, талантливым инженером. Там будут работать люди более высокой квалификации, способные хорошо подготовить будущих абитуриентов вузов. Профильные лицеи и колледжи будут давать профессиональную подготовку.
В академии непрерывного образования мы стараемся помочь педагогам освоить новые приемы и методы работы. Им ведь тоже нужно трезво оценить свои силы и понять, могут они работать в обычной школе, гимназии и справятся с требованиями, предъявляемыми к педагогам лицеев. Поможет в этом и сертификация, предполагающая, в том числе, и элементы внешнего независимого оценивания. В последние годы сертификацию с первого раза проходят примерно 70% учителей. То есть переоценка своих возможностей прослеживается у трети претендентов.
— Учителя недолюбливают сертификацию, считая ее проявлением недоверия к их профессиональному уровню…
— Она, скорее, помогает не стоять на месте, а постоянно развиваться. Потому что сначала надо сдать тест. Если из 100 удалось ответить на 60 вопросов, педагог переходит на следующий этап. Там надо провести анализ своей деятельности и видеоанализ уроков. Это тяжелый труд. За успешное прохождение сертификации государство обещает 20-процентную надбавку к зарплате. Пока сертификация касается только учителей начальной школы, но скоро обещают разработать критерии прохождения сертификации и для педагогов базового курса обучения.
— Насколько активно в процессе оценивания работы педагога могут участвовать родители?
— Это неотъемлемая часть педагогики партнерства. Родители вовлекаются в качестве партнеров для обсуждения целей обучения детей, путей их достижения. Глядя в дневник, они должны понимать, что означает выставленная там цифра. Иначе нормального диалога в интересах детей не получится.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.