АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 75-летие освобождения Одессы. Взгляд сквозь годы


13-04-2019, 16:00 |

Эта встреча в Еврейском музее Одессы, что на улице Нежинской, 66, превратилась в пронзительный монолог журналиста, краеведа, заместителя председателя Всемирного клуба одесситов, заместителя главного редактора альманаха «Дерибасовская – Ришельевская» Евгения Голубовского о том далеком времени, когда люди еще только мечтали о скорейшем освобож­дении. В монолог о том, кто и что писал о войне, побывав в Одессе. 

Во время войны в Одессе побывали Константин Паустовский и Константин Симонов. Впечатления самого Симонова легли в основу сценария замечательного фильма «Двадцать дней без войны» режиссера Алексея Германа, повествующего о том, как военкор Лопатин едет навещать семью погибшего сослуживца в Ташкент. В основу другого классического фильма «Два бойца» легла  повесть Льва Славина «Мои земляки». 

Лишь совсем недавно стало известно, что писатель Юрий Олеша покинул Одессу перед самой оккупацией на одном из судов, которые вывозили людей, ценности, документы. На этом судне продолжались съемки фильма «Морской ястреб», где в роли консультанта выступал как раз Юрий Олеша. 

Евгений Голубовский, наверное, для многих открыл не поэта, а прозаика Юрия Михайлика, напомнив о его романе «Честно и храбро». Это рассказ о противоборстве сухопутных и морских командований по поводу того, как будет организована оборона Одессы. Оказывается, эта невидимая борьба была весьма ожесточенной, и именно от ее исхода зависело, что ждет город в дальнейшем. 

О людях Одессы написал и Леонид Соболев в «Морской душе» и «Соловье». Менее известен трагический рассказ Валентина Катаева «Отче наш». Стремясь не попасть в гетто, женщина с ребенком весь день старается где-то спрятаться в охваченном паникой вывоза евреев неизвестно куда, морозном городе. Уставшие, они садятся в сквере на лавочку, где их и находят утром замерзшими.  

В жанре жесткого документального повествования написана книга итальянского автора Курцио Малапарте «Капут». По сути, она исследует неизбежность разложения человеческой души на войне. В жанре размышлений написана книга немца Генриха Белля «Тогда в Одессе». Вспомнили в этот вечер также творчество Виктора Некрасова, Ирины Ратушинской. 

Иначе как чудом нельзя назвать издание в 1943 году в Одессе маленьких томиков стихов Сергея Есенина и Николая Гумилева. Евгению Голубовскому до сих пор не удается выяснить, кто же решился на столь смелый, даже отчаянный шаг. Кто был тем издателем?

Рассказал Евгений Голубовский и о том, что освобожденных узни­ков Освенцима привезли на реабилитацию в один из одесских санаториев, где они и пробыли до середины 1945 года. Этот факт нигде никем не упоминался. Почему так произошло? Сегодня ответить на этот вопрос, скорее всего, уже не удастся. 

Рассказ невероятно эруди­рованного человека, каковым является Евгений Михайлович, для многих расширил литературную палитру произведений, посвященных Одессе и одесситам. Их подвигу и терпению, чувству юмора и мудрости – всем тем качествам, которые и позволили городу получить гордое звание города-героя. 

Світлана Маршина


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.