Но... есть, что вспомнить хорошее в каждой профессии. В театральной деятельности такой радостью были гастроли. Каждый коллектив ожидал летних гастролей. Для многих это было огромной радостью встреч с новыми зрителями, критиками и коллегами.
Чем ответственнее были гастроли, тем сложнее и качественнее был репертуар. Весь коллектив работал с полным творческим напряжением. Резонанс от гастрольной поездки был очень важен. Если работали в столице, в итоге это приносило артистам и постановочной группе награды и звания, а театру почет.
Администрации театров легко было рассчитать финансовые расходы на проезд, проживание и питание потому, что цены в Советском Союзе всюду были одинаковые. Одесские театры гастролировали в Прибалтике, на Кавказе, в Средней Азии, на Дальнем Востоке. Мы заезжали в такие места, в которых никогда больше, наверное, не побывать.
Особенно приятно, когда нас встречали, как самых дорогих и желанных гостей, когда искренне радовались, видя на автобусе табличку «Одесский театр». Одессу любили всегда.
Будучи студентом Одесского театрально-художественного училища, я летом ездил в качестве монтировщика сцены и декоратором с Одесским украинским театром.
Став главным художником, ездил с Одесским театром юного зрителя. Кое-что запомнилось, иногда было весело.
Вспоминается несколько случаев. Одесская область, 1958 год. Играли спектакль на животноводческой ферме. Через какое-то время пошел сильный дождь. Зрители разбежались в укрытия, остался один — председатель колхоза. Он говорит: «Грайте!». Это потому, что колхоз перечислил деньги за спектакль. От дождя костюмы на актерах поприлипали к телу, на декорациях потекла гуашь. Когда председатель совсем промок, он скомандовал: «Не грайте!». Но дождь, как по мановению волшебной палочки, завершился, и мы спектакль доиграли.
Город Кодыма Одесской области, 1958 год. Мы жили в гостинице, выезжали обслуживать ближние села. Я заработал денег и купил себе новые туфли. Мы едем поездом в Котовский район. Вдруг я вспомнил, что забыл свои новые туфли в номере под кроватью.
Подхожу к старшему нашей группы Евгению Карагияру, рассказываю ситуацию. Он выслушал и говорит: «Тебя никто не знает, вышли 10 рублей, напиши, чтобы выслали на мой адрес». Я так и сделал. Осенью мы встретились в Одессе в театре. Он говорит: «На квитанцию и мой паспорт, пойди получи туфли. Он ведущий артист театра, высокого роста, а я серый, бедный студент. Захожу на главпочту, даю паспорт и квитанцию. Две девушки спрашивают: «Что вы должны получить?» Отвечаю: «Туфли из Кодымы». Они протянули мне пакет, смотрят в паспорт и на меня, не очень громко говорят: «На сцене — красавец, а в жизни не на что посмотреть».
Улыбнувшись, я вышел.
Гастроли в Бендерах, Молдавия. 1960 год. Завершив свою работу по подготовке спектакля к показу, я ушел рисовать на базар. Сижу, рисую. Вдруг одна женщина приводит милиционера. Он интересуется — кто я и откуда, зачем рисую? Я показал свое театральное удостоверение, рассказал о гастролях театра, где работаю. Он все понял и говорит: «Когда закончите рисовать, найдите меня и покажите». Конечно, я его не искал.
Вспоминаю и гастроли в Абхазии. В антракте подхожу к Захару — «борзовику» (бюро организации зрителей) и спрашиваю: «Как абхазские дети принимают наши спектакли?». Он подозвал девочку, спрашивает: «Ты из абхазской или из русской школы, как тебе наши спектакли?». Она ответила: «Из абхазской. Красиво и все интересно». Он позвал мальчика и задал тот же вопрос. Мальчик ответил: «Из русской. Нормально».
Ночной выездной спектакль в селе (линорит). 1958 г.
И вот мы уже работаем в Эстонии, в Таллинне. Я опять подхожу к Захару, задаю тот же вопрос. Он опять подзывает девочку, спрашивает: «Ты из абхазской или из русской школы?».
Мне пришлось вмешаться и напомнить, что мы уже в Эстонии, а не в Абхазии.
Приезжавшие в наш город считали площадку Одесского украинского музыкально-драматического театра самой удобной для работы по размерам сцены, по техническому оснащению, по вместимости зала и потому, что ничего не отвлекало внимание зрителей от главного спектакля.
Гастроли были разные — между республиками, городами, театрами и по обслуживанию сельского населения своей областью.
По селам ездили одной группой, с одним спектаклем. Старались подобрать интересный и любимый спектакль. Не было халтурного отношения к этой благородной миссии. Труженики села реально приобщались к искусству. Артисты переезжали из села в село автобусом, а декорации везли грузовой машиной. Гастроли для театров были глотком свежего воздуха, происходило как бы обновление коллектива.
Актеры возвращались уставшими, но вдохновленными на новый сезон. А технические работники узнавали что-то новое в своей деятельности.
Николай Вылкун. Заслуженный художник Украины, главный художник Одесского ТЮЗа
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.