АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Художник-баталист Франц Рубо


10-06-2019, 12:00 |

Наш южный город всегда славился талантами на ниве искусства. Одесситы могут по праву гордиться тем, что один из известнейших художников-баталистов, создававший грандиозные панорамы крупных сражений, — Франц Рубо, наш земляк.

Он появился на свет 15 июня 1856 года в Одессе. Отец его Алекс Рубо был книготорговцем и прибыл в наш город из Марселя, а мать Мадлен Сенек держала свой дом моделей.

Молодой Франц начал свое приобщение к миру живописи в Одесской рисовальной школе (1865—1877), а с 1878-го по 1883 гг. продолжил учебу в Германии в Мюнхенской академии художеств, где его учителем был польский художник Юзеф Брандт — тот самый, чье творчество вдохновило польского писателя Генрика Сенкевича на создание знаменитой историко-литературной трилогии о казацком восстании под предводительством Богдана Хмельницкого «Огнем и мечом».

Во время каникул юноша ежегодно приезжал в Российскую империю, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии и рисовал, рисовал, рисовал.

Известность пришла к нашему земляку после петербургской выставки 1883 года, где выставлялась одна из его работ. По возвращении из Германии Ф. Рубо получил от тифлисского музея «Храм славы» заказ на 15 батальных полотен из истории покорения Кавказа Российской империей (Кавказские войны). Масштабным результатом его кавказской серии стала панорама «Штурм аула Ахульго». В 1891 году после показа этой панорамы в Мюнхене Баварская академия художеств присвоила Рубо почетное звание профессора. Художник также был награжден орденом Святого Михаила. Потом панораму показали в Париже, где она имела успех, а Францу Алексовичу вручили высшую награду Франции — орден Почетного легиона. В 1896 году для экспонирования на нижегородской выставке для этой панорамы был выстроен особый павильон, Рубо лично потратил на это дело 35 тысяч рублей.

Уже будучи известным и состоявшимся мастером батальной живописи, Ф. Рубо получает в 1901 году официальный заказ на создание к 50-летию обороны Севастополя в период Крымской войны 1853—1856 гг. панорамы, посвященной этим историческим событиям. И с 1902-го по 1904 годы в предместье Мюнхена группой немецких художников под началом Франца Алексовича была создана панорама «Оборона Севастополя». Это огромное полотно — 115х14 метров с площадью переднего плана 800 кв. метров. Работа была представлена 14 мая 1905 года в здании, построенном специально для демонстрации этого полотна. Грандиозная работа Ф. Рубо и группы немецких художников вызвала у публики неподдельный восторг.

Сама картина является исторически достоверной и буквально «дышит» живыми сценками. Секрет в том, что во время написания картины Рубо досконально изучил изображаемые события, знакомился с архивными данными, подолгу беседовал с еще жившими тогда ветеранами Крымской кампании, сделал более полусотни зарисовок с натуры. Автору позировали реальные солдаты, которые инсценировали штыковые атаки, наступления и отступления, обслуживание пушек. Главными героями картины стали простые люди, как бы «схваченные» художником в какой-то момент их жизни. Вот матросы тянут канат, раненый перевязывает руку, вот артиллерист заливает водой упавшую рядом с пушкой французскую бомбу, полковой горнист трубит сбор... Жесты и позы этих людей живые и естественные, в них нет показного, парадного героизма.

Эта работа Франца Алексовича получила высокую оценку и у собратьев по кисти. И даже профессор Чистяков, которого называли строгим и нелицеприятным критиком, «поздравлял Франца Алексовича с успехом и, восхищаясь его работой, говорил, что это искусство будущего». Кстати, эти воспоминания нам оставил один из лучших учеников Ф. Рубо, Митрофан Борисович Греков, в честь которого названо художественное училище в нашем городе.

Но, несмотря на всеобщее признание, царским цензорам произведение Рубо не понравилось, они потребовали от художника убрать с полотна адмирала Нахимова и некоторых солдат и матросов, а вместо них изобразить в героической позе царя Николая I и князя Михаила Горчакова (которых, понятное дело, в осажденном союзниками городе быть не могло). Скрепя сердце Францу Рубо пришлось подчиниться требованию имперских чиновников. Но в 1926 году тот самый ученик талантливого баталиста — Митрофан Греков вернул картине первоначальный вид.

К сожалению, в период Второй мировой войны значительная часть этой эпической панорамы, как и весь передний фон, погибли. Поэтому было принято решение создать панораму-копию, а уцелевшие оригинальные фрагменты сохранить в фондах Третьяковской галереи в Москве.

За большие заслуги в художественной деятельности Франц Алексович в 1908 году был награжден орденом Святой Анны 2-й степени и избран академиком Императорской академии художеств.

Другая известная работа Франца Алексовича Рубо — «Панорама Бородинской битвы». Исполняя заказ царя Николая II, Ф. А. Рубо написал панораму «Бородинская битва» к столетию Отечественной войны 1812 года. Работа над ней была завершена в рекордно короткий срок. После почти двухлетних подготовительных работ картина (размеры живописного полотна — 115х15 м) была написана за 11 месяцев. Францу Рубо помогали пять немецких живописцев.

В 1912 году художник переехал в Германию. И, не имея в последние годы серьезных заказов, жил в забвении. Скончался Франц Алексович Рубо 13 марта 1928 года в Мюнхене.

В Одессе в Художественном музее представлены четыре работы нашего талантливого земляка: «В горах у духана» 1882 года, «Военный парад» 1893-го, «Раненый» 1898-го и «Группа кавказских горцев».

Александр Бабич


Газета: Вечерняя Одесса
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.