Конечно, точным быть трудно, но два года назад, 16 июня 2018 года я побывал в музее – студии «Парадная Буковецкого» где в тот день открылась выставка художников южнорусской школы и их последователей из частных собраний.
Причем, открытие пространства стало частной инициативой двух молодых людей – фотографа Алены Медведской, искавшей себе помещение под фотостудию, и ее мужа, историка Вдадислава Медведского, ощутившего дрожь, когда им предложили запущенную, перекроенную, но подлинную часть дома Буковецкого.
Имя Евгения Буковецкого, художника, мецената, начало забываться, а вот Дом его вспоминают часто. Еще бы, здесь провел последние два года перед эмиграцией Иван Бунин, здесь написал "Окаянные дни".
Но начнем с Буковецкого. Евгений Иосифович родился в семье дворянина, богатого человека, владевшего гостиницей, баней, доходным домом. И сыну, у которого рано обнаружили художественные наклонности, дали приличное образование: Одесская рисовальная школа, где он учился у Костанди, Петербургская академия, где учился у Репина, потом - Париж, Мюнхен...
И возвращение в Одессу, где вместе со своим другом, художником Нилусом, он напишет Устав южнорусских, где станет модным портретистом, запечатлев "всю Одессу". Ему позировали Корней Чуковский и Сергей Уточкин, архитектор Нестурх и филолог Лазурский, Александр Дерибас и Михаил Толстой...
Эстет, собиратель живописи, гостеприимнейший человек, в доме которого по четвергам собирались художники, музыканты, писатели. Кстати, на приемы к Буковецкому друзья приходили без жен. Такие чисто мужские рауты.
Это не значит, что женщины в этом доме не бывали. Во-первых, одесские дамы мечтали получить портрет от Буковецкого. Во-вторых, домочадцы. Вот как жена Ивана Алексеевича Бунина, Вера Муромцева, описывала впечатление от квартиры художника
«Хозяин повел нас наверх по широкой лестнице с красивыми деревянными темно-коричневыми перилами. Двухэтажный особняк Буковецкого внутри был весь обшит темным деревом. С просторной площадки небольшая дверь вела на балкон, рядом находилась уютная гостиная и огромная мастерская – почти во всю стену окно на север – с мольбертами, подрамниками и несколькими портретами. В этом особняке была и картинная галерея с произведениями хозяина и местных художников. Больше всего было этюдов. Но я не успела в этот раз ознакомиться с картинами».
В одной мастерской в этом доме работал Буковецкий, в другой - его товарищ Петр Нилус. Как я уже сказал, здесь же в этом особняке жил с женой Бунин.
Так все бы и продолжалось, если бы не революция. В самом начале в эмиграцию уехали жена Буковецкого с его дочерью.Перед этим они развелись. К двадцатому году уехали Нилус и Бунин, уехали все друзья... Буковецкий остался заложником своей коллекции, своего Дома, а может - и своей Одессы. Через пару лет женился второй раз. Детей в этом браке не имел. Преподавал. Писал портреты.
Умер в 1948 году, ему было 82 года. Жена - Александра Митрофановна Алексеева - прожила еще 8 лет, охраняя коллекцию, особняк. Умерла в 1956 году.
И все пошло прахом. Приехавший откуда-то племянник распродал коллекцию, дом стал жековским .Сейчас в этом доме две художественные мастерские - Серафима Чаркина и Сергея Белика. Когда-то в них работали Николай Шелюто, Юрий Егоров.
Мастерские сохранились, но Дом превращался в руины.
Несколько лет назад Евгений Деменок предложил Кате Пименовой сделать фильм об этом доме. Я был одним из участников проекта, рассказывал, что впервые побывал здесь в конце пятидесятых годов, когда одесский коллекционер Сергей Сергеевич Срединский взял меня с собой на осмотр того, что продавал Алексеев.
На моих глазах Срединский купил здесь работу Кандинского. И в фильме я говорил, что надежда у меня лишь на частный капитал. Выкупил бы этот дом просвещенный богатый человек, создал бы здесь Музей южнорусской школы...
Бывают неожиданные совпадения. Двое молодых людей, как я пишу, он - историк, она - профессиональный фотограф, искали помещение под фотостудию. Среди объектов, что Алене и Владиславу Медведским предлагали, был и этот дом. Историю его они не знали, но вдруг по телевизору увидели фильм, услышали мои слова о музее и, как они рассказывают, загорелись. Выкупили, конечно, часть дома. Но - Главную, парадную лестницу и гостиную. Начали искать старые фотографии, нашли, начали восстанавливать интерьеры.
Работу проделали фантастическую.Теперь это модная студия для съемок, но уже и музей-парадная.
И вот в этом пространстве Линда Страутман, внучка художника Альбина Гавдзинского, дочь художницы Елены Гавдзинской, задумала показать выставку южнорусских художников.
Я был на открытии. Могу сказать, что произошло чудо. Ожил особняк. И картины в нем ощущают связь с пространством.
Как приятно вглядываться в записные книжки Костанди, испещренные его рисунками.
А картина Нилуса, написанная в этом же зале, воссоздающая его обстановку лет этак 100 тому. Запомните адрес - Княжеская,27.
Посмотрите выставку, и ощутите, что может сделать человек, любящий свой город.
Может у Медведских найдутся последователи?
Тем более, что и в этом Доме еще много уничтоженных пространств.
Тем более, что во дворе этого Дома Иван Бунин закопал свою рукопись.
И ее до сих пор не нашли.
Тем более, что чудеса случаются…
Из эмиграции дочь первой жены художника передала в Одессу, в Художественный музей часть картин Буковецкого.
Современная художница Галина Семеновна Мещерякова, проживавшая в этом доме, нашла на чердаке палитру Петра Нилуса…
Её сын, постоянный автор нашего альманаха, краевед Сергей Котелко проследил историю строительства Дома Буковецкого…
Всё жду, что в какое-то прекрасное утро узнаю, что найдены закопанные Буниным дневники во дворе этого Дома…
Кстати, уверен, что во многих старых семьях Одессы могут храниться портреты бабушек и дедушек работы Евгения Буковецкого. .
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.