На прошедшей 29-й внеочередной сессии областного совета депутаты подняли несколько очень важных для жизни региона вопросов. В том числе и вопрос о том, по какому пути – добровольного или принудительного объединения населенных пунктов в ОТГ идти дальше, учитывая немалое отставание нашей области в этом процессе?
Свою точку зрения мы попросили высказать председателя постоянной комиссии по вопросам прав человека, свободы слова и информации Ивана БОЙЧЕНКО:
- Я отношусь к тем депутатам, которые считают, что сроки окончания реформы местного самоуправления должны быть четко определены. И вот почему. Приведу конкретный пример по Килийскому району. Там созданы Килийская и Вилковская ОТГ, сейчас формируются еще две. Не охваченными новыми структурами остаются несколько самых бедных сел, есть райгосадминистрация и райсовет. Получается, пока одни люди объединялись, а другие думали и решали, стоит ли это делать, они попросту остались за бортом процесса и перспективы развития для них в будущем весьма неопределенные. Бюджет сформировать сельским советам сложно, решать какие-то инфраструктурные задачи – еще сложнее. Именно поэтому я считаю, что сроки окончания процессов объединения должны быть названы и закреплены. И не исключаю варианта, как предложено правительством, принудительного объединения громад.
- На ваш взгляд, почему процессы объединения так сильно тормозятся?
- Все просто: каждый сельский голова видит себя главой ОТГ. Потому добровольное объединение и затягивается из-за нежелания местной власти терять бразды правления. Если не определить сроки окончания процесса объединения, он может тянуться бесконечно долго.
- Есть же еще законодательная коллизия: как только весь район окажется поделен между ОТГ, райгосадминистрация перестанет существовать. Получается, что и чиновники районного масштаба тоже не хотят отдавать власть, и не заинтересованы в скорейшем создании ОТГ?
- В вашем вопросе прозвучал и совершенно четкий ответ на него. Да, чиновники РГА – председатель и замы получают неплохие зарплаты, имеют определенную власть. Они манипулируют людьми, чтобы затормозить процесс объединения громад.
- Что этому можно противопоставить?
- Качественную разъяснительную работу. А ее практически не ведут.
На мой взгляд, многое могли бы сделать нардепы-мажоритарщики. Они свои округа, населенные пункты, находящиеся там, хорошо знают. Могли бы спокойно людям все объяснить – ради чего ведется объединение, чтобы не было манипуляций. И даже в том случае, если центральная власть примет решение о проведении принудительного объединения, именно депутаты-мажоритарщики донесли бы мнения людей наиболее точно и сумели бы защитить их интересы.
- На сессии шел разговор о том, что ни разу депутатам специалисты ОГА не представили расчеты экономической состоятельности громад, которые создаются. Хотя после принципа добровольности, данное требование является основным в экономической плоскости…
- Я могу подтвердить: возможно, такие расчеты и делались, но депутатам они не предоставлялись. Хотя районы области еще в советское время создавались таким образом, чтобы экономически они были в состоянии развиваться и решать немало социальных проблем. Потому, опираясь на имеющуюся информацию, сделать расчеты экономической состоятельности громад не сложно. Особенно, если учесть, что в районах создают не так много ОТГ.
Я избирался от Ренийского района. Там обсуждается вопрос, что это будет одна ОТГ с центром в Рени. Правда, сельский голова Орловки выступил с инициативой объединения пяти сел отдельно. Такая точка зрения тоже имеет право на жизнь. Но надо оценивать, сможет ли новое объединение обеспечить население всеми видами услуг? Сможет ли развиваться самостотельно?
- В этой связи, своевременными ли являются намерения правительства перекроить карту области, оставив всего четыре района?
- Здесь я более скептически настроен. На мой взгляд, надо сначала закончить одну реформу, оценить ее эффективность, а затем уже делать следующие шаги. Потому что на новый административно-территориальный передел придется тратить немалые средства из государственной казны. Тем более, что механизм создания ОТГ позаимствован за рубежом, где он себя неплохо зарекомендовал.
- Следующий год станет серьезным экзаменом для ОТГ: размер государственной субвенции на одного жителя сократится с 1 500 до 300 гривен. Где искать средства, необходимые на реализацию многих функций, переданных государством на места?
- Я убежден в необходимости разработки механизма компенсаций. Акцизы, некоторые налоги и сборы надо оставлять на местах, обеспечивая экономическую состоятельность ОТГ. Это задача народных депутатов от нашей области – ставить в известность профильные министерства о существующих проблемах в ОТГ и объемах средств, необходимых для их решения.
Многие нардепы от области прекрасно знают ситуацию. И я вижу, что Анатолий Урбанский, Алексей Гончаренко выступают с интересными инициативами в поддержку местного самоуправления.
- По сути, речь идет о предоставлении ОТГ более высокой степени экономической свободы?
- Да, конечно.
- А каким вы видите дальнейшее развитие Одессы? Город замкнут в границах, что лишает его простора и свободы, а значит, и серьезных перспектив…
- Вопрос о развитии Одессы надо рассматривать отдельно. Город нельзя делить на несколько административных единиц. У Одессы обязательно должны быть возможность прирастать пригородами, а не наоборот.