Наши предки, скорее всего, даже не знали такого словосочетания – «инфраструктурный подход», определяющего сегодня комплексные, многоуровневые изменения в той или иной сфере, направленные на повышение качества услуг, уровня жизни людей, экономических показателей. Но мыслили они, тем не менее, очень даже инфраструктурно. Предлагали совершенно нестандартные, неожиданные решения и подходы в самых житейских ситуациях.
Чего стоит построенная на Слободке-Романовке в 1900-1902 годах новая городская больница (архитектор - Владислав Домбровский), ставшая самой крупной в Одессе. В советское время она получила статус областной и сохраняла его вплоть до 1980 года, когда были сданы корпуса больницы на улице Академика Заболотного. Больница на Слободке-Романовке превратилась тогда в ГКБ № 11. Ее бордовые здания из красного кирпича узнаваемы до сих пор. Но мало кто знает, что в момент строительства, чтобы не подвергать пациентов воздействию холода, дождя и снега, была создана сеть подземных переходов между корпусами. Для удобства использовали имеющиеся в том районе подземные выработки – катакомбы. Получилось красиво, необычно, с искренней заботой о людях. И медикам, и пациентам, чтобы перейти из одного отделения в другое, надо было лишь спуститься в подземный переход. Сегодня о существовании этих тоннелей, к сожалению, напоминают лишь некоторые чудом сохранившиеся чертежи да воспоминания представителей старшего поколения сотрудников ГКБ № 11, которым о подземных переходах рассказывали их предшественники.
В ХIХ веке интересная практика сложилась и в одесских храмах. При них работали мастерские, пекарни, комнаты отдыха. Считалось, что просто накормить страждущего, оказавшегося в сложных жизненных обстоятельствах человека, – это не правильно. Он, чтобы чувствовать уважительное к себе отношение, должен заработать свой обед и ужин, свой ночлег. Для этого и предлагались самые разные виды работ. Особо ценились те, кто умел работать с железом. Ведь в городе всегда что-то нуждалось в ремонте.
Горожане очень любили хлеб из пекарен при церквях. За ним приходили с раннего утра. Кто проспал, мог и не успеть приобрести румяную, горячую буханку или булочку-плетенку.
Ну а в комнатах отдыха можно было на некоторое время оставить под присмотром церковного люда старика или ребенка. Если нянькам везло, они могли перебраться в чей-то дом уже на постоянную службу.
Опять-таки мало кто знает, что наша область в советское время весьма успешно импортировала во Францию, Испанию и Италию десятки тонн… лягушек. Да-да, любимое тамошнее лакомство, которое у нас стало популярным лишь в последние лет десять-пятнадцать, выращивали в Придунавье. Затем лягушек погружали в сон, замораживая при определенной температуре. И в таком виде они на самолетах перелетали в страны-заказчики. В тепле ресторанных кухонь просыпались. Но ненадолго. Больше всего ценятся лягушки, приготовленные живыми. Поскольку все этапы производства – от выращивания до поставок потребителю были тщательно и очень профессионально продуманы, наши лягушки по соотношению «цена – качество» весьма успешно конкурировали с производителями из других стран.
Была еще лучшая в мире вакцина от гриппа, разработанная одесскими учеными. Их американские коллеги удивлялись, не понимали, как такое могло случиться. Но факт остается фактом: именно у нас разработали вакцину, которую можно было делать не каждый год, как приходится сейчас, а раз в пять лет.
К сожалению, масштаб достигнутого был настолько ошеломляющим, что разработке ходу не дали, так и не поверив в гениальных пророков своего Отечества.
Но все сказанное лишь подтверждает: мыслить масштабно, на перспективу, у нас умеют. Главное – научиться доверять своим талантам и вовремя их поддерживать.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.