Недавно завершил переложение для духового оркестра кантаты «Стояла мать скорбящая» Перголези. Еще никто в мире не пробовал это сделать, а Владимир Михайлович, как он говорит, отважился, опираясь на исполнительский, сочинительский и педагогический опыт. Следуя правилу, которое позаимствовал у Альберта Швейцера: «Для человека, которому за шестьдесят, у меня есть один рецепт: много работать и еще много работать».
Трудный барьер на старте
– Владимир Михайлович, сегодня вы профессор кафедры оперно-симфонического и оркестрового дирижирования Одесской национальной музыкальной академии. А с чего начиналось ваше вхождение в мир музыки?
– С занятий в детской музыкальной школе в Могилеве-Подольском. Туда вместе с другом Васей Коцулым из родного села Гонтовка мы добирались три раза в неделю. На попутных полуторках, на телегах, а то и пехом. А это двадцать километров туда и двадцать обратно.
– Поистине искусство требует жертв.
– И еще – выдержки. Представляете, после по всем статьям успешного окончания музыкалки по классу баяна меня не приняли в Винницкое музыкальное училище. Предложили осваивать балалайку. Я отказался и уехал из Гонтовки в Кривой Рог. И там так сдал экзамены, что меня зачислили вне конкурса. Днем прилежно учился, а по вечерам в вечернюю школу бегал и закончил одиннадцать классов.
«Есть кому передать эстафету»
– А как в оркестр военной музыки попали?
– Узнал, что можно стать его воспитанником. А это же – одет, обут, накормлен. Подался в воинскую часть. Меня прослушали в полковом оркестре и забрали, как говорится, с руками и ногами.
– И с тех пор прошли путь от воспитанника до начальника военно-оркестровой службы военного округа, художественного руководителя оркестра, главного военного дирижера. Завершили армейскую службу в звании полковника. Что особо помнится о тех годах?
– Расскажу, пожалуй, как мы в финале смотра-конкурса военных оркестров участвовали. Вместе с народным артистом Украины Александром Саликом не знали ни дня, ни ночи, готовя музыкантов к ответственному испытанию. Особо переживали за новую конкурсную дисциплину – плац-концерт. Оркестранты должны были, исполняя программные произведения, плести узоры перестроений, которые сменялись выступлениями солистов. Наше выступление вызвало восторг. Оркестр из Одессы стал победителем и завоевал право называться образцовым. А самой большой наградой для меня стали слова непревзойденного дирижера Александра Яковлевича Салика: «Теперь я спокоен за оркестр. Есть кому передать эстафету».
– Думаю, читателям будет интересно узнать, как вы представляли независимую Украину в Европе.
– К примеру, в Нидерландах, где проходил фестиваль военных оркестров с участием музыкантов из США, Великобритании, Голландии и других стран, мы дали девятнадцать концертов. Оркестр высоко оценили газета «Де Стем» и даже королева Нидерландов Беатрис.
Музыкальный экстрасенс
Беседу то и дело прерывали телефонные звонки. После одного из них Владимир Михайлович сказал:
– Спрашивают, когда наш оркестр будет играть в Городском саду.
– О каком оркестре речь?
– О моем любимом детище, духовом оркестре нашей академии. Он в своем роде единственный в Украине, потому что в нем играют только студенты. Традиционным местом выступлений стал одесский Горсад. В нашем репертуаре более ста музыкальных произведений. Коронавирус внес изменения в планы, но в Горсаду играть будем. Люди с превеликим удовольствием слушают звук живого инструмента.
– Владимир Михайлович, перед нашей встречей я прочитал записи в Книге отзывов…
– Мы ее завели по просьбе слушателей. Один из них вручил мне толстенную тетрадь с надписью: «Вам помогут наши благодарственные слова от души».
– География авторов записей очень широкая: Украина, Израиль, Россия, США, Италия, Индия, Германия, Китай, Вьетнам… Позвольте, я приведу читателям газеты «На пенсии» некоторые из них. «Хорошо, что выступления оркестра проходят в Городском саду. Это радость и подарок одесситам. Народный артист Украины Михаил Бакальчук». «Хотели пойти на концерт попсы, но Вы заворожили. Спасибо! Колян. Зайка. Бобер. Галка»…
Владимир Михайлович рассмеялся, а затем, посерьезнев, сказал:
– Эти ребята подтвердили, что надо нести молодежи настоящую музыку, а не перекармливать ее эстрадной жвачкой, которая формирует нетребовательность вкуса.
Когда я начал зачитывать слова, высказанные в адрес Лясоты, он засмущался и попросил, чтобы их в газете не было. Но как не привести запись выдающегося кинорежиссера Киры Муратовой, выразившей благодарность за содействие в съемках фильма «Кукла»: «Это незабываемо. Вы просто музыкальный экстрасенс».
Зрелость старости
Пишу эти строки в надежде, что их прочтет и кто-то из тех, кто считает пенсионеров балластом общества. И последует твердому убеждению Лясоты в том, что только доброжелательность к людям, неустанный труд и непрерывное творчество замедляют приход дряхлости и увядания. Не только за счет коммуникабельности, симпатичной внешности, интеллигентности он добивался признания коллег в академии, куда пришел будучи военным пенсионером. А в первую очередь эффективной работой, имея за плечами 50 переложений и оркестровку музыки для духового оркестра, музыкальное оформление спектаклей, публикации по проблемам духовой музыки и по истории дирижирования. Особое признание специалистов получил его методический очерк «Диалоги дирижеров: учитель и ученик».
– Владимир Михайлович, чем позволяете себе гордиться?
– Выпускниками и тем, что они трудоустраиваются. Еще тем, что удалось добиться учреждения международного фестиваля духовой музыки. Недавно супруга, Наталья Борисовна Каданцева, стала доктором философии, защитив диссертацию по новым правилам. Горжусь и тем, что еще могу плодотворно трудиться.
Отвечая на вопрос о том, как человеку прожить лет до ста и без старости, Лясота сказал:
– Влюбитесь в музыку, и она продлит вам жизнь. И помните всегда, что сорок лет – это старость юности, а пятьдесят – юность старости. И живите с твердой верой в хорошее. Я дважды попадал в аварии. После второй врачи по косточкам собирали. И, как видите, жив курилка. С этой верой в душе.