В 1972 году весь тогда еще "нерушимый Союз" облетела шутка команды КВН Одесского института народного хозяйства: "Насильно мил не будешь" - как гласит статья 117 Уголовного кодекса". Тогда это звучало смешно: "отдельные недостатки", о которых крайне редко сообщали газеты (и почти никогда - телевидение), не нарушали благостную медиакартину личных и семейных отношений в советском обществе.
Нынче - иначе; над таким уже давно не шутят.
Да и как шутить, когда потоком катится по СМИ и соцсетям информация такого рода:
"В Одессе мужчина сбросил с балкона сожительницу"...
"В Овидиопольском районе отца пятерых детей приговорили к двум месяцам ареста за домашнее насилие"...
"В Измаиле полиция обезопасила бабушку от внука, который систематически устраивал скандалы"...
А ведь это всего лишь несколько фактов, выхваченных из потока сообщений по одной только Одесской области.
НАСИЛИЕ - КАЖДЫЙ ЧАС
В прошлом году на территории нашего региона зарегистрировано 8873 обращения граждан по поводу домашнего насилия. Эти данные привел заместитель начальника отдела участковых офицеров полиции ГУНП в Одесской области Игорь Волокитенко. То есть, практически каждый час (!) в органы правопорядка поступали сообщения о домашнем насилии. При этом 90 % жертв - женщины, причем каждая пятая в возрасте 15-49 лет сталкивалась с насилием со стороны партнера именно в браке.
Физическое, психологическое, сексуальное и экономическое насилие - все это составные части одного явления. Что, к сожалению, понимают еще далеко не все. Но печальнее всего другое: многие наши согражданки - "по традиции" - все еще склонны оправдывать домашних тиранов. Международные социологические исследования, проведенные несколько лет назад, обнаружили интересные факты: около 22 % жительниц Украины считают физическое и сексуальное насилие со стороны партнера "приемлемым при определенных обстоятельствах". Да, это меньше, чем 25 % в мусульманской Турции или "скрепной" России, на одном уровне с Молдовой.
Да, то, что Украина в этом плане сильно отстает от Франции (7 %) или Канады (6 %), можно объяснить тем, что в этих странах намного раньше озаботились решением данной проблемы.
Но почему в соседней Беларуси таких женщин всего 4 %?! Ведь тоже постсоветская страна, да еще и более далекая, чем Украина, от европейских норм!
При такой статистике возникает соблазн истолковать ее в духе: "сами, дуры, виноваты", - что, увы, все еще достаточно характерно для массового сознания. Но есть один простой и непреложный закон: в насилии виноват всегда насильник. Иного, как говорится, не дано.
Борьба с подобным явлением должна вестись в нескольких направлениях: на законодательном уровне, путем постепенного изменения социальных норм (что допустимо, а что нет) и просвещения.
- Для защиты себя и членов своей семьи от домашнего насилия необходима осведомленность граждан о своих правах, - отметил начальник отдела ювенальной превенции ГУНП в Одесской области Виталий Капуляк на недавней встрече с представителями сельсоветов и объединенных территориальных громад. - Как действовать в таких случаях, должен знать каждый - независимо от пола и возраста. Кроме того, те, кто, преодолев страх, озвучили свою проблему, должны быть уверенными в том, что им предоставят квалифицированную помощь и защиту.
Да, именно в помощи и защите в первую очередь нуждаются те, кто страдает от домашних тиранов. Конечно, хорошо, когда у женщины есть собственная жилплощадь, денежная "подушка безопасности", любящие родители или внимательные друзья. Тогда ей проще вырваться из круга домашнего насилия. Но у многих ли есть такие возможности?! А если на руках маленькие дети? А если женщина материально полностью зависима от мужа или сожителя? А если - бывает и такое - ее самооценка "на нуле"? Что тогда? Терпеть? Конечно, нет!
Да, проблемы не решатся по щелчку пальцев, но вариантов помощи - вполне достаточно.
ОТКУДА ПРИХОДИТ ПОМОЩЬ
Конечно, в откровенно криминальных ситуациях следует немедленно вызывать полицию, благо, номер вызова - 102 - широко известен. И это будет действенно, вопреки уверениям "сетевых скептиков".
Принятый недавно в Украине "Закон о предотвращении и противодействии домашнему насилию" значительно расширил полномочия правоохранителей. В случае угрозы жизни и здоровью членов семьи агрессора на несколько дней могут заставить покинуть жилье (даже его собственное), использовав "срочное запрещающее предписание". А что касается детей, то ребенок считается пострадавшим даже в том случае, когда на него не поднимали руку, но он был непосредственным свидетелем насилия. Новаций много, они заслуживают отдельной статьи.
Но ведь согласитесь, подобные ситуации редко возникают на пустом месте. Часто насилие циклично: унизил - попросил прощения - поднял руку - долго обещал исправиться - избил. С каждым витком ситуация становится только хуже. К кому обратиться за поддержкой?
Благодаря поддержке UNFPA, Фонда ООН в сфере народонаселения в нашем регионе появились мобильные бригады социально-психологической помощи, а в Одессе - муниципальный приют. Их контакты (так же как и другие полезные ссылки) будут приведены в конце статьи. (Сразу предупреждаем: не всегда реакция будет мгновенной, из-за загруженности можно попасть на автоответчик). Но если ситуация в отношениях постепенно становится критической, следует проявить настойчивость, чтобы связаться с психологами и социальными работниками.
Мария СЕБОВА, руководитель бригады социально-психологической помощи (Одесса):
- В среднем за месяц у нас бывает 40-50 выездов. Мы взаимодействуем с полицией по ситуации: иногда перенаправляем им наши вызовы, иногда, наоборот, участковый сбрасывает копию протокола, если ситуация не настолько криминальная и требует скорее вмешательства психолога. А психолог может в дальнейшем взять сопровождение на себя или перенаправить в социальные службы (часто так делается в ситуации развода, когда нужна психодиагностика ребенку). Было и такое, что психолог вызывал психиатров. Для безопасности работаем вдвоем-втроем. Сложные ситуации в семье часто вызваны экономической нестабильностью, зависимостью женщины, находящейся в декрете, различными злоупотреблениями, да и просто неумением общаться.
Часто женщины терпят побои и издевательства, потому что финансово зависимы. Не все они морально готовы к самостоятельной жизни. Наша задача - рассказать им об имеющихся возможностях. Кроме психологической поддержки, мы помогаем получить консультацию юриста (как оформить лишение родительских прав, изменить часы встреч ребенка с родителем и т. д.). Самой женщине при необходимости помогаем оформиться в Центре занятости (там можно пройти разные курсы востребованных профессий), отдать ребенка в садик, в критических случаях - направляем наших подопечных в приют. В Одессе, кроме муниципального приюта, открытого при поддержке UNFPA (адрес не назову, он скрыт в целях безопасности), существуют еще и областной приют для людей, оказавшихся в кризисных ситуациях, городской Центр матери и ребенка, приют Благотворительного фонда "Вера. Надежда. Любовь". Нужно смотреть по ситуации. Если речь идет о женщине-переселенке, можно обратиться к общественной организации "10 апреля", если нужна помощь вещами и продуктами, то часто выручают БФ "Корпорация монстров" или церковные общины. Женщина должна понимать: ей помогут, но нянчиться не будут. Был, например, случай, когда молодая девушка считала, что мы ее должны обеспечить жильем, финансами да еще и няней, потому что ей тяжело с младенцем. То ли избалованность, то ли наивность - не знаю. Но реально у нас в Одессе и области есть много фондов и структур, к которым мы обращаемся за помощью.
У коллег Марии, работающих в районах, вызовов обычно чуть поменьше - 25-30 в месяц. Но им тоже есть о чем рассказать.
Наталья КИНДА (Березовка):
- В основном к нам за помощью обращаются молодые женщины (до 30 лет), часто многодетные. Совсем недавно муж так избил жену и двоих детей (третий был совсем младенец, его не тронул), что они попали в больницу с травмами средней тяжести. Женщина с малышами после этого уехала к родителям в село, а дело сейчас на контроле в полиции.
К сожалению, многие женщины воспитаны по принципу: "мама терпела, и я буду". Еще есть страх "остаться одной". Мало кто рискует "выносить сор из избы", это их уже совсем нужно допечь. Да и то чаще хотят просто напугать, единицы доводят дело до суда. Но мы стараемся оказывать поддержку всем нашим подопечным.
Наталья СЕРГЕЕВА (Болград, Измаил):
- Основная проблема, с которой к нам обращаются женщины, - алкоголизм мужей. Ну и отсутствие помощи: он "на точке" пьет с друзьями, а все хозяйственно-бытовые проблемы должны быть на жене. Чаще всего обращаются взрослые женщины: под 40 и "чуть за". Семьи абсолютно разные по материальному достатку. Есть и особые случаи - религиозные люди. Там сложно бывает достучаться до мужей, ссылаются на "божий промысел". Случаи бывают разные, но запомнился один "хеппи энд". Женщина вызвала полицию из-за пьянства мужа. Того закрыли в райотделе на три часа, а потом отпустили. И он ночью пошел пешком из райцентра в свое село. Шел почти до утра. То ли прогулка на него повлияла, то ли, правда, задумался о жизни... В общем, попросил прощения. Жена сказала: "Кодируйся!". И он правда закодировался в Одессе, держится. Заезжали они как-то к нам в офис, рассказывали, как у них дела.
НЕ ЗАМАЛЧИВАТЬ ПРОБЛЕМУ
Постепенно наши землячки учатся отстаивать свои права и обращаться за помощью. Выше мы уже привели данные, что в 2018 году по Одесской области были зафиксированы 8873 обращения, так или иначе связанные с гендерным и домашним насилием, что на 10 % больше, чем в 2017-м. За первое полугодие 2019-го таких обращений было уже 5635. Если учесть, что население региона стабильно сокращается (каждый год примерно на 0,01 %), эти показатели свидетельствуют о том, что у людей растет знание и понимание своих прав. Причем это относится не только ко взрослым. Самостоятельно стали обращаться за помощью и дети; уже зафиксировано 18 таких случаев (из них два - по Одессе).
За комментарием мы обратились к Людмиле Акимовой, региональному координатору UNFPA, Фонда ООН в сфере народонаселения:
Первый закон о противодействии домашнему насилию в Украине начали разрабатывать еще в двухтысячных, а приняли в 2005-м. Но он был объективно слабоват. Нынешнее законодательство в этой сфере я считаю революционным. И сам закон, и многочисленные подзаконные акты, без которых любой закон - мертворожденный ребенок. Там четко прописано, кто и за что отвечает. Просто переложить ответственность уже не получится. Да и само явление было криминализировано. Это уже не "семейное дело", а преступление и нарушение прав человека. Поэтому я хочу пожелать женщинам не замалчивать проблему.
Подумайте об этом еще и ради своих детей. Ибо статистика говорит, что 10 % детей, которые становятся свидетелями грубого физического насилия в семье, просто гибнут. Ребенок может броситься защищать мать от пьяного отца, а тот просто не рассчитает силу удара. Это страшные цифры. И не менее страшны факты сексуального насилия над детьми, которое, как правило, совершают близкие люди, родственники. Надеюсь, эта ситуация изменится после того, когда будет создан Единый государственный реестр случаев домашнего насилия. Насколько я знаю, на его создание в этом году из госбюджета выделено 50 млн гривен. Специалисты, которые будут иметь доступ к Реестру, смогут видеть общую картину и оценить уровень опасности.
Хочу также сказать, что, кроме мобильных бригад, созданных UNFPA, у нас еще есть 26 бригад, которые финансируются из местных бюджетов. А с 2020 года это будет задачей ОТГ. Чтобы найти нужные телефоны, заходите на сайты местных Департаментов соцполитики, звоните в приемные; там подскажут - к кому и куда обратиться.
Сегодня по такому показателю как "индекс мира и безопасности" Украина находится на 156-м месте из 163 стран, в которых проводились подобные исследования. Чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону, нужны не только изменения в законодательстве, но и изменения в общественном мнении, нетерпимость к гендерному и семейному насилию.
Бесплатная национальная горячая линия по вопросам насилия в семье и защиты прав детей- 0-800-500-335, для операторов мобильной связи (МТС, "Лайф", "Киевстар") - 386.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.