АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 НАСТОЛЬКО СУРОВЫЕ, НАСКОЛЬКО И СТИЛЬНЫЕ


31-03-2020, 12:00 |

Выставка "Суровые и стильные" в Художественном музее, сразу после открытия ставшая недоступной для посетителей, снова начнет работу после окончания карантина. Сроки ее действия будут продлены, видимо, до начала лета, ведь этот масштабный проект — из тех, которые долго готовятся (в данном случае — два года) и долго демонстрируются. На ней представлены 200 произведений искусства, и занимает она весь второй этаж музея.

Куратором масштабного проекта стал Кирилл Липатов, который считает, что 1960-е годы в искусстве стали важным переходным этапом, который вырвал художника из идеологических клише, из требований программы с ее эстетикой и художественным языком, и позволил творить на свои темы, своим языком, своим методом.

"Суровые и стильные" — главный выставочный проект Одесского Художественного 2020 года, — отмечено в кураторском тексте, — Он является логическим продолжением выставки "Эксгумация" (2018-2019), которая познакомила зрителя с искусством соцреализма из музейного собрания. "Эксгумация" завершалась своеобразным выходом из соцреализма в "искусство оттепели", с его отказом от идеологических и эстетических догм сталинской эпохи. На смену им пришло так называемое "мелкотемье", реабилитация будничного и повседневного, дегероизация персонажа, который перестаёт быть носителем коллективного героизма и раскрывается через приватные переживания. "Искусство оттепели" противопоставляет образ "строителя идеального мира" праву человека на личное счастье, которое в сталинскую эпоху считалось "мещанством". Оно стало переходным эпизодом от сталинского соцреализма к "суровому стилю" (термин Александра Каменского), ставшему доминирующим трендом в советском искусстве 1960-х годов... Более половины представленных на выставке имён — это мастера одесской живописи. В отличие от большей части московских "суровостильцев", о которых можно сказать "художники без Рая", одесситы искали и находили свой локальный Рай в детских впечатлениях и эмоциях юных лет, в мазке и цвете, а главное — в ослепительно блистающем море".

Море у каждого "суровостильца" было своё, у Юрия Егорова — и впрямь блистающее, тёплое, манящее, со статными спортсменками у кромки волны, у Ореста Слешинского — более суровое, прохладное, не заслонённое человеческими фигурами. Александр Ацманчук, Владимир Власов, Адольф Лоза писали море по-своему. Портреты кисти Валерия Прика отмечены психологизмом, выраженным скупыми средствами, ничего лишнего, каждый взмах кисти на вес золота.

Пафосный оптимизм соцреализма сменился "мрачным клондайковским индивидуализмом", в чем упрекали художников враждебно настроенные критики в начале шестидесятых. Привыкли. Пригляделись. Полюбили эту экспрессивность, острые линейные ритмы, сдержанный колорит, не исключающий акцентов лапидарных ярких пятен. Просто время гимнов себя исчерпало, пришла пора симфоний, глубоких и сложных, но внешне простых. Началась перекличка с "Бубновым валетом", Пикассо и Сурбараном, Веласкесом и Ван Гогом, великими голландцами и итальянцами.

Люди труда, романтика больших строек, быт угнетённых народов тоже волновали "суровых и стильных", например, Петра Оссовского, чьи искренние, полные сочувствия к невезучим мексиканцам картины также есть на выставке. А вот его друг и почти ровесник Дмитрий Жилинский, не имеющий стилевого отношения к теме "суровых", всё-таки представлен в экспозиции утончённым мужским портретом, и это правильно, ведь в искусстве не бывает такого, чтобы массы авторов дружно шагали в заданном направлении, важно показать все грани... Хотя, если задуматься, возможно. Жилинского просто увлёк внутренний диалог с Ренессансной итальянской живописью, чему и многие представители "сурового стиля" не были чужды.

Предвосхитившие появление одесских нонконформистов "суровостильцы" не могут быть отсечены от них рамками экспозиции — видим, видим полотна Людмилы Ястреб, Владимира Стрельникова, Валерия Басанца, Анатолия Асабы. Ранние работы Валентина Хруща, Моисея Черещни, Люсьена Дульфана, Юрия Коваленко... Если пойти чуть дальше, в экспозицию логично было бы включить картины нашей современницы Полины Зиновеевой (у коллекционеров точно есть), ученицы Слешинского. Главный посыл выставки ведь состоит в том, чтобы подготовить зрителя к восприятию современного искусства, проведя по мирам предшественников.

Виолетта СКЛЯР.

На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО: "Два пуда" Святослава Божия.


Газета: Порто-Франко
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.