За последние годы одесситы привыкли, что в июле центр киножизни Украины перемещается в наш город, где проходит Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ). Но в этом году жизнь, а вернее, пандемия внесли существенные коррективы. И ОМКФ-2020 пройдет с 25 сентября по 3 октября в онлайн-формате. А пока что при помощи пресс-службы фестиваля мы решили познакомить наших читателей с размышлениями некоторых участников будущего кинофорума.
Невозможно делать прогнозы
Так считает Карел ОХ — член Европейской киноакадемии, арт-директор Международного кинофестиваля в Карловых Варах, член жюри Международной конкурсной программы ОМКФ.
"Самое печальное то, что мы с коллегами смотрим фильмы, которые должны быть участниками кинофестиваля, и понимаем, что зритель может их и не увидеть. Мы не знаем, что будет дальше. Мы не можем делать прогнозы, постоянно испытываем стресс и неизвестность. Но мы все вместе в этом.
Сложно представить, что наш фестиваль пойдет в онлайн, ведь он не только фильмы. Это еще и атмосфера. Конечно, рассматриваются сейчас разные варианты. Возможно, это будет онлайн-формат, возможно, оффлайн с измерением температуры на локациях и соблюдением расстояния между зрителями. Но пока это остается большим вопросом.
Нынешняя пандемия и меры, с ней связанные, были бы хорошим сценарием для фильма. И, возможно, его экранизируют. Международный кинофестиваль в Карловых Варах всегда славился тем, что он привержен к фильмам Центральной и Восточной Европы. Это те страны, которые последние десятилетия переживали трансформацию и все еще продолжают быть в ней. Поэтому нас интересует это кино, а особенно молодое кино. Есть много замечательных кинематографистов в Балтии, Польше, Венгрии. Награды этих режиссеров о многом говорят и, конечно, влияют на кинематографы этих стран в целом. Эти фильмы свежее, жизненнее, чем в Западной Европе. Что касается украинского кино, мне очень нравится ваш юмор. Я его понимаю, чувствую, потому что он похож на наш.
Если сравнивать ОМКФ и Карловы Вары, то скажу так: очень важно место проведения, поэтому это было первое, на что я обратил внимание в Одессе. И это впечатляет — организация фестиваля в таком большом городе, где есть определенная атмосфера. Вторая вещь, которая меня приятно удивляла — это реакция зрителей на фильмы".
Надо снимать побольше комедий
Таково убеждение Ники Никитина — арт-директора Пражского международного кинофестиваля Febiofest, члена ФИПРЕССИ и Европейской киноакадемии.
"Я стараюсь смотреть на ситуацию, в которой мы все оказались, с положительной стороны. И один из таких моментов для меня и для моих коллег заключается в том, что мы нашли способ работать из дома. К примеру, рестораторы и работники подобной сферы такого позволить себе не могут. И это возможность для нас перевести дыхание и отдохнуть. Ведь для нас, работников сферы культуры, тех, кто делает фестивали, очень трудно найти возможность для этого в обычной жизни.
Парадокс в том, что на карантине я работаю еще больше, потому что все перешло в онлайн. За последние месяцы возникло гораздо больше задач, которые нужно было решить, чем это было обычно. Карантин сработал как машина времени, откатил нас немного назад. Ведь нам пришлось с нуля создавать какие-то вещи, учитывая массовый переход в онлайн. Я помню первый Одесский международный кинофестиваль, свой первый Берлинале. Это было так волнующе и страшно, ведь то были первые шаги в нечто новое и неизвестное. Сейчас мы в аналогичной ситуации, но с другими инструментами, технологиями. Нам представилась возможность научиться тем вещам, с которыми мы еще не сталкивались. Ведь я, например, из поколения, которое родилось задолго до того диджитализации, к чему поколение милениалов привыкло чуть ли не с рождения. Поэтому это определенный вызов, но одновременно и вовлечение в процесс обучения и изучения технологий.
Я помню, что мы не воспринимали серьезно пандемию, когда проходил 70-й Берлинале. Во время фестиваля мы все были как в пузырьке, где нет места таким переживаниям. Но на следующий день после его завершения мы поняли, что происходит нечто очень серьезное. И сейчас ситуация такова, что мы все ищем новые формы существования. Традиционные фестивали вынуждены будут переходить в онлайн или комбинировать различные формы проведения. Сейчас стоит сфокусироваться на поддержке небольших мероприятий, кинотеатров и продакшнов, которые могут просто исчезнуть.
За два-три года мир изменится и уже не будет таким, как раньше. И это нормально. Ведь в противном случае, это означало бы вернуться назад во времени. 20 лет назад у нас не было смартфонов, а сейчас это норма.
Но я верю в то, что кинотеатры, как и фестивали, не исчезнут. Мы пережили две мировые войны, а люди продолжают ходить в кино, оперу, церкви. Это вещи, которые будут жить несмотря ни на что.
Когда-то на кино очень сильно повлияло появление DVD. Это были определенные буклеты, напоминающие книгу. Запускаешь диск и тебе предлагаются варианты, как главы. Можно выбрать любую и начать смотреть. Кинотеатры же предлагают совершенно иной опыт. Ты в помещении два часа подряд, полностью погружен в действие на экране. Ты не можешь выйти пройтись или позвонить по телефону. Ты сконцентрирован на фильме. А вот с книгами, которые, собственно, и стали прототипом DVD, ситуация иная. Ты прочитал себе 10 страниц перед сном, отложил роман и пошел спать. Другая концентрация внимания, другой опыт погружения в историю.
Пандемия может стать основой для сюжета какого-то фильма, и не одного. Это может быть история о людях, которые вынуждены постоянно сидеть дома в течение месяцев. Или же о тех, кто вышел на улицу, заразился и умер от вируса. Как вариант, это может быть история о паре, которая застряла в разных странах, и теперь не может увидеться через закрытые границы. Вариантов множество. Но дам один совет режиссерам — снимайте комедии. Это все когда-то закончится и люди захотят смотреть что-то позитивное, веселое. Правда, комедии сложнее снимать, чем драмы. Ведь заставить человека плакать гораздо легче, чем рассмешить.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.