Кондитерская упаковка едва ли не с самого момента своего появления превратилась в востребованную и доступную площадку для массовой рекламы — в том числе и социально-политической.
Что интересно, заворачивать конфеты и шоколад в обертки или фасовать их в жестяные и стеклянные банки человечество стало только в середине XIX века. В качестве упаковочного материала во Франции и Англии поначалу использовали фольгу. Изобретение же конфетной обертки приписывают Томасу Эдисону — тому самому, что запатентовал электрическую лампочку и массу других полезных вещей. Именно Эдисон в 1872 году создал парафинированную бумагу, которую чуть позже стали использовать кондитеры для упаковки своей продукции. Сделано это было из соображений гигиены, эстетики, удобства транспортировки и хранения сладостей. Однако сразу стало понятно, что яркая обертка с броским названием гораздо сильнее привлекает покупателя, нежели простая бумага. А если это название наделить особым актуальным смыслом и добавить к нему определенную запоминающуюся картинку? Рекламно-агитационная мощь кондитерской упаковки была просто невероятной. Каждая маленькая агитка попадала точно в цель — в руки покупателя, разворачивавшего лакомство.
Мы остановимся на фантиках 1920-х годов. Среди них нет оберток от шоколада. Производство сладостей советская власть начала с самых простых и дешевых конфет — карамели и драже. Но пролетариям даже эти незамысловатые сладости казались вкуснейшим лакомством. И карамельная агитация была понятна и приятна простому народу. Политизированность фантиков проявилась прежде всего в появлении на них портретов новых героев — советских. Лидеры революции, вожди мирового пролетариата, народные бунтари входили в повседневную жизнь "освобожденного рабоче-крестьянского класса" не только с передовиц "Правды", но и с карамельных оберток. Кондитерская фабрика "Большевик", например, выпускала карамель "Ильич" с примитивным рисованным портретом "вождя мирового пролетариата" на красном фоне, обрамленным зеленым венком и увенчанным алой звездой, от которой почему-то исходило зеленое сияние. Нельзя не оценить тонкий психологический ход тех, кто придумал этот фантик — с первых лет жизни вождь ассоциировался у детей со сладким, они просто обожали дедушку Ленина. Известно о еще одной карамели "Ильич" с портретом вождя и об одноименном печенье. Кроме того, фабрика "Красный Октябрь" выпускала большие упаковки карамели серии "Пролетарская" с изображением Ленина. Также встречаются обертки с портретом наркома внешней торговли Леонида Красина и изображением наркома просвещения Анатолия Луначарского. "Пролетарские" карамельки были упакованы в обертки, оформленные в стиле советского пропагандистского плаката. Обилие красного цвета — тоже примета новой эпохи. Тот же "Красный Октябрь" в ту пору производил серию карамели "Юбилейная", выпуск которой был приурочен к 5-летию Октябрьской революции. Об этом событии красноречиво свидетельствовали две даты, размещенные на каждой обертке — "1917–1922". На этот раз на фантики попали Яков Свердлов, Карл Маркс и Карл Либкнехт. В некоторых источниках встречаются данные о том, что в эту серию также вошел портрет Льва Троцкого, но отыскать такую обертку пока не удалось. Государс твенная кондитерская фабрика в 1920-е годы выпускала в одном дизайнерском решении две портретные карамели — "Всесоюзный староста Калинин" и "Дзержинский". "Железный Феликс" вряд ли застал именные конфеты, а вот Михаил Иванович наверняка не раз пробовал "самого себя" на вкус. Да и не только он мог морозным зимним вечерком попить чаю с "всесоюзным старостой" вприкуску. В дизайне обоих фантиков все еще присутствует легкость, утонченность — даже серп вокруг Калинина выглядит изящно, совершенно невоинственно.
Подготовлено по материалам сайта "Маленькие истории".
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.