На творческом счету заместителя редактора "Порто-франко" Александра Галяса — более ста наград на разных медиаконкурсах. Это своеобразный национальный рекорд. С уникальным достижением одесского коллегу поздравил глава Национального Союза журналистов Украины (НСЖУ) Сергей Томиленко. Мы предложили нашему рекордсмену поделиться секретами своих успехов.
— На самом деле ничего сверхъестественного в этом результате нет. Просто я внимательно слежу за информацией о журналистских конкурсах, и по возможности стараюсь в них участвовать. Не всегда, конечно, удается стать призером, но в любом случае это замечательный тренаж, и я бы советовал коллегам обратить внимание на такой способ самосовершенствования.
С моей точки зрения, одна из существенных проблем журналистики как публичной профессии — в отсутствии четко выраженных критериев. Это — не спорт, где абсолютно ясно, что лучший тот, кто быстрее бежит или плывет, выше прыгает и дальше метает. Тут оценки исключительно субъективные, как и в искусстве: кому-то нравится, как я пишу, кто-то мой стиль (или меня самого) на дух не переносит. И с этим ничего не поделаешь; глупо обижаться, если человек говорит тебе, что ты — плохой журналист. Ему ты не нравишься и он имеет право на свою точку зрения. В конце концов, мне ведь тоже нравятся далеко не все популярные актеры или певцы...
Но если это так, то возникает вопрос о критериях: как оценить — хороший это журналист или, скажем так, не очень? И вот тут, на мой взгляд, помогают конкурсы. Дело в том, что жюри на конкурсах СМИ состоит чаще всего из двух категорий. Первая — это профессиональные журналисты, как правило, люди достаточно известные; они оценивают в первую очередь форму подачи материала. Вторая категория — это организаторы, которые подходят к оценке как профессионалы. Им интересно то, насколько точно отображены суть дела, а также степень эмоционального воздействия. Такое сочетание, если вдуматься, есть нормальное требование к журналистскому материалу. Но, к сожалению, поскольку приходится работать "в сплошной лихорадке буден", то материалы чаще всего, скажем мягко, недотягивают до нужной "кондиции". К конкурсным материалам, естественно, подходишь основательнее, так что в конечном счете в выигрыше оказывается потребитель — читатель, слушатель, зритель.
Кроме того, участие в конкурсах на различные темы расширяет кругозор самого журналиста, открывает новые темы, новых интересных людей, благодаря чему шире смотришь на мир, лучше понимаешь происходящее вокруг.
Так, например, меня заинтересовала тема конкурса ВБО "Конвиктус Украина": "Насилие в отношении маргинализированных женщин: не оставаться в стороне". Раньше вообще никогда не встречал (или не обращал внимания) на определение "маргинализированные женщины", а оказалось, что к этой категории относится существенная часть общества, так что проблема очень актуальная.
А благодаря конкурсу, который проводит Волынский пресс-клуб, всерьез занялся гендерной тематикой.
Не стоит скрывать, что определенную роль играет и финансовый стимул, но все главное — в том, что к подготовке конкурсных материалов, как правило, подходишь более основательно, чем к "текучке", от чего в конечном счете выигрывают читатели.
А иногда вообще удается помочь решить серьезную проблему.
К 2010 году я не имел никакого представления о проблемах непригодных пестицидов. Но, узнав, что объявлен такой конкурс, решил поинтересоваться: насколько актуальна эта тема для родной Одесской области. Обратился к местным экологам, и они шокировали: оказывается, в селе Затишье еще с советских времен находится склад пестицидов, которые постепенно разлагаются, отравляя местность, вредя здоровью жителей. Подготовил большой материал, который получил первую премию. Поскольку этот конкурс был частью программы, которую финансировало Посольство Нидерландов, статья получила резонанс, и через некоторое время мои консультанты-экологи радостно сообщили, что склад в Затишье ликвидирован.
А теперь — о "секретах успеха".
Никаких Америк не открою, но есть некоторые нюансы, которые стоило бы знать и учитывать.
Прежде всего надо внимательно читать условия, чтобы понимать, чего ждут организаторы.
У меня был такой случай. На конкурсе "Здоровым быть выгодно!" выделили специальную тему "Медицинское страхование". Я подготовил материал на примере частных клиник и уже собирался было отправлять его. Но перед тем зашел на сайт конкурса, чтобы уточнить, по какому адресу отправить материал, и тут оказалось, что писать надо было о государственном страховании. Пришлось за два дня в ритме "форс-мажор" готовить новый текст. Все кончилось хорошо: получил третью премию, а ведь мог остаться без награды.
С тех пор очень внимательно читаю условия, если что-то в них непонятно, обращаюсь за разъяснениями к организаторам.
Еще один совет. Во время подготовки материала не просто нужно привлекать как можно больше экспертов, но и стоит показывать им текст или сюжет перед печатью или выходом в эфир. Потому что среди членов жюри не только журналисты, но и профессионалы по тематике конкурса и они очень негативно реагируют даже на мелкие ошибки.
Ну и желательно включать фантазию, придумать какую-то интересную форму подачи, оригинальный "ход", чтобы поразить членов жюри.
К сожалению, многие журналисты скептически относятся к конкурсам, поскольку считают, что там, дескать, результаты заранее известны, "все куплено" и т. п.
Что я могу сказать по этому поводу?
Полная чушь!
За 20 лет я принимал участие примерно в 170 конкурсах на самые разные темы. И только три или четыре раза возникало подозрение, что лучшими признаны, мягко говоря, не самые достойные работы. Более того, я думаю, что именно журналистские конкурсы — самые честные из всех творческих состязаний. Так что качественные, интересные материалы имеют большие шансы на успех. Результаты журналистов и авторов нашей газеты — лучшее тому подтверждение.
И еще одно: не надо бояться проиграть. Участие в конкурсе, вне зависимости от того, получил ты награду или "пролетел" мимо, все равно хорошая школа профессионального мастерства.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.