Еще какое-то – непродолжительное – время страна продолжала жить в привычном режиме. В Одессе весной 1917 года тихо и незаметно справили 100-летний юбилей Девичьего училища.
Одесское городское девичье училище было основано в 1817 году по инициативе городского головы Протасова, в нем предполагалось бесплатно обучать девочек от 8 до 12 лет, давая им основы письма, счета и других нужных и полезных для будущей жизни вещей. Начинание Протасова было встречено с одобрением, школа обустроена и, хотя вначале родители не спешили приводить своих девиц на обучение, постепенно завоевывала доверие одесситов. В 1835 году училище было передано в Ведомство императрицы Марии Федоровны, что дало возможности к его расширению и улучшению. К 1853 году в Одесском городском девичьем училище числились 176 девочек.
Их обучали письму, чтению, счету, Закону Божию, географии, всемирной и отечественной истории. В перечень предметов входили также чистописание, рисование, рукоделие, правила поведения в обществе, церковнославянский язык. Городское училище располагалось к тому времени на Старопортфранковской, 32.
Столетие училища – дату немалую и по всем меркам солидную – собирались отметить пышно и не пропустить возможность улучшить качество образования и быт учебного заведения – то есть получить под почетную дату определенные финансовые вливания и благосклонный отклик на ряд просьб. Однако жизнь все повернула на свой лад. Корреспондент «Южной мысли» пишет: «12 марта прошло сто лет существования училища. Во главе его в настоящее время стоит г-жа Прохорова. В училище воспитывается 300 учениц, получающих, кроме общеобразовательного курса, еще и широкие профессиональные навыки. Педагогический совет предполагал торжественно ознаменовать 100-летний юбилей училища и внести в городскую управу доклад о преобразовании училища, но революционные события отодвинули этот вопрос на задний план».
Кто мог знать тогда, в марте 1917-го, что совсем через небольшое время свершится еще одна революция, и вот она-то не просто «отодвинет вопрос на задний план», а закроет его навсегда. Возможность получить образование перестанет быть привилегией избранных, а Советский Союз станет самой образованной и читающей страной в мире.
О воде, растениях, летней обуви и разводах Заглядывая в далекий 1917 год, можно убедиться, что проблемы Одессы в основе своей за столетие мало изменились. «Берегите воду!» – взывают к сознательности граждан коммунальные службы города. «Хоть водопровод исправен, но воды не хватает на всех благодаря увеличившемуся населению. Расточительное расходование воды преступно. Отдавайте излишек воды тому, кто ее сейчас совсем не имеет. Рекомендуются следующие меры: следите за исправностью водопроводных устройств в квартирах; закрывайте понапрасну открытые краны; пользуйтесь квартирными ваннами по возможности не по пятницам и субботам, и вообще, в более поздние вечерние часы, причем разновременно по квартирам, расположенным одна над другой; наблюдайте за расходом воды из водоразборных кранов в садах, на площадях и окраинах, где вода расходуется небрежно и крайне расточительно, Граждане! Когда вы бессильны помочь делу, обращайтесь в городской водопровод, телефоны: 8-78 или 61-88», – печатает «Южная мысль» обращение городской управы. На протяжении долгих лет советской власти коммунальные службы продолжали увещевать граждан экономить воду, вовремя чинить и закрывать краны, но их увещевания пропадали втуне. Краны в квартирах и под домами продолжали протекать, на помывку парадных драгоценную влагу набирали ведрами, а жарким одесским летом из окон первых этажей протягивали шланги и щедро поливали асфальт под окнами, близлежащие клумбы и стройные, вымахавшие далеко в небо деревья. Все это продолжалось до тех пор, пока в квартиры не поставили счетчики и каждая капля воды не стала на вес золота. Теперь граждане очень следят за утечкой воды в собственных квартирах, а место клумб, благоухающих цветами, заняли машины разных марок, размеров и сроков годности.
А вот еще одно крайне актуальное и сегодня воззвание:
«Граждане! Щадите растения! Они оздоровляют воздух, они радуют глаз, они – гордость города. Растения в нашем знойном климате требуют особой заботы и присмотра. Научите детей беречь растения – среди растений крепнет детский организм. Чем больше растений в городе, тем меньше смертности. Будьте друзьями растений!». Особой строкой отмечены в газетах 1917 года постановления Продовольственного комитета – годы войны и революционные волнения сделали свое, страна стояла перед угрозой голода и здесь как раз надо было обратиться к коллективной ответственности. – Постановлением комитета от 18 апреля 1917 года жителям Одессы сообщалось, что «все лица, не исключая потребителей, проживающих в пределах Одесского градоначальства и имеющих запасы хлеба, а именно: рожь, пшеницу, полбу, просо, гречиху, чечевицу, фасоль, горох, кукурузу, ячмень, овес и всякого рода муку, отруби, крупы и отходы производства из поименованного хлеба, а также жмыхи всякие, в течение семи дней с опубликования в местных изданиях настоящего распоряжения обязаны сообщить Одесскому продовольственному комитету (ул. Гоголя, 6) количество и место хранения наличных запасов хлеба, число лиц, подлежащих прокормлению, а также наличие в хозяйстве скота и десятин посева. Также объявляется, что в случае обнаружения скрытых хлебных запасов таковые отчуждаются в пользу государства по половинной цене, – рассказывает хранитель фондов музея Главного управления Национальной полиции в Одесской области Светлана Кривчук-Новак. Вот где неожиданный, по крайней мере для нас, привыкших к иным правилам, поворот – оказывается, государство вовсе не собиралось реквизировать запасы продовольствия, так сказать, «безвозмездно», нет – за сданные излишки назначалась цена. И лишь спрятанное изымалось по половинной из назначенной стоимости продукта. Кроме того, Продовольственный комитет назначал фиксированные продажные цены на основные продукты питания – то есть обеспечивал государственный контроль за ценами на рынке. Например, согласно постановлению комитета – и об этом объявляли в газетах, цена на фунт (1 ф. – 0,45 кг) муки первого сорта определялась в 16 копеек, второго сорта – в 13 с половиной копеек. Появились хлебные и сахарные карточки. Так, в июне одесситам предоставлялось право получить по карточкам на порцию по два фунта муки первого сорта или пять фунтов муки второго сорта и два фунта сахара. Тот же Продовольственный комитет объявляет, что с 5 июня в магазине товарищества «Скороход» будет проводиться продажа мужской, дамской и детской летней обуви исключительно для населения Одесского градоначальства – без талонов, по предъявлению сахарных карточек. При этом военные и сестры милосердия, не имеющие сахарных карточек, должны предъявлять продавцу свои удостоверения. Можно было приобрести обувь и по талонам – если их выдали своим служащим различные учреждения и организации, причем талоны должны были быть использованы до 3 июня (включительно). Можно себе представить, сколько воровства, подлогов, афер и спекуляций выросло на плодотворной почве талонной системы и обязательных квот сдачи населением продовольствия. Однако система государственного контроля была необходима, и она достаточно хорошо работала еще некоторое время.
К концу апреля 1917 года вслед за появлением многих других свобод была упрощена процедура бракоразводного процесса. Состоявшееся под председательством Сергия Финляндского синодальное заседание постановило: «Вчинять иск о разводе не по месту постоянного жительства мужа, как это делается теперь, а по месту жительства ответчика в момент начала процесса. Увещание супругов священником производится, но это не служит остановкой в производстве дела. При согласии сторон судоговорения не происходит, а производится допрос свидетелей в пределах поданной жалобы. Составляющее столь большой тормоз изготовление «записки» из дела отменяется и заменяется обзором дела сторонами. В тех случаях, когда нет возражения со стороны ответчика, дело разрешается консисторией и передается в синод лишь по апелляционной жалобе недовольной стороны. Поверенным может быть каждый присяжный или иной полномочный поверенный любого вероисповедания». Очевидно, что бракоразводные процессы в ту пору не были диковинкой, и безусловная крепость венчания осталась в прошлом, сметенная бурными волнами нового века. Мир менялся – и государственные и церковные институты должны были приспосабливаться к этим изменениям, чтобы не утонуть в этих волнах. Пройдет совсем немного времени и религия в России будет запрещена. А пока «Биржевые ведомости» печатают тревожное воззвание, в котором настаивают на принятии решительных мер борьбы с большевистскими и анархическими выходками: «Кто знает, может быть. через час гельсингфорские морские большевики приведут в исполнение свою угрозу «применить силу» к «непокорному» правительству? Может быть Кронштадт под руководством Рошалей пойдет войной на Петроград? Правительство поставлено ходом вещей в положение играющего ва-банк. Но ставка ведь – Россия! Сейчас момент, когда народ, взвинченный и ожесточенный, ждет. Если правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов не найдут в себе силы и смелости отбросить демократический фетишизм там, где демократизм чрезвычайно сомнителен, или где он превращается в травму для всего народа и государства, если сейчас, когда большевиками и анархистами поставлен вопрос об открытом столкновении, правительство не сумеет использовать силу народных масс, жаждущих порядка и революционного творчества, – последняя возможность спасти положение без потрясений будет упущена. Горе тогда России!». Автор даже не представлял себе, насколько он был прав. Большевики отложили «применение силы» не на час, день или даже месяц. Времени, для того чтобы исправить положение «без потерь», у правительства оставалось достаточно – до осени. И такая попытка была предпринята. Постановлением Временного правительства от 1 (14) сентября 1917 года Российская империя превратилась в Российскую Республику. Переворот был совершен, и теперь уже ничего не мешало большевистской группировке взять власть в свои руки. Что, как мы знаем, и произошло 25 октября (7 ноября) 1917 года. У пришедшего к власти правительства хватило сил и возможностей, чтобы удержать эту власть надолго. То, что не смог эсер Керенский, сделал большевик Ульянов. Такова роль личности в истории.
Фото и документы предоставлены музеем Главного управления Национальной полиции в Одесской области
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.