Итак, на прошлой неделе был дан официальный старт земельной реформе, о которой столько говорилось в последнее время. В пятницу на сайте Министерства экономики появился законопроект, описывающий процедуру продажи земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которой действовал мораторий, установленный почти двадцать лет назад.
Документ выставлен для общественного обсуждения. Более того, законопроекту предстоит еще получить одобрение в Кабинете Министров, затем его предложат вниманию парламента. Однако, как показывает методология работы новой власти, парламент в лице монобольшинства особых проволочек в принятии законов не допускает. И это означает, что открытие рынка земли состоится в намеченную дату — 1 октября 2020 года.
Поэтому нужно к этому готовиться. Прежде всего, морально. Ведь, с одной стороны, понятно, что земля сельскохозяйственного назначения — раз уже Украина исповедует рыночную экономику — должна быть товаром, который можно свободно продавать, покупать, отдавать в залог. Но понятно и другое. Столь ответственный шаг — выставить на продажу главное украинское богатство: чернозем — необходимо делать с максимальной осторожностью и соблюдением всех необходимых юридических критериев и требований.
Желание открыть рынок земли эксперты объясняют, в том числе, и возросшим давлением западных кредиторов, в частности, Международного валютного фонда. Ведь отмена земельного моратория всегда присутствовала в пакете требований МВФ о предоставлении Украине денег. Когда страна воздерживалась от очередного займа, например, в 2010—2013 годах, на давление фонда можно было не обращать внимания. Затем при президенте Порошенко начались определенные движения, но все они носили, в основном, формальный характер, дабы убедить МВФ дать денег.
Ну, а команда Владимира Зеленского решила действовать, как говорится, с места в карьер. Западные «друзья» торопят, ведь Украина опять готовится взять в долг у Международного валютного фонда. Но больше кормить обещаниями отмены моратория не получится. Видно, вопрос кредитором поставлен жестко, как у классиков: деньги против стульев. Неслучайно, что в разработке законопроекта об открытии рынка земель сельскохозяйственного назначения самое активное участие принимает Всемирный банк. И следить потом за тем, как внедряется закон, также будут иностранные эксперты и советники.
При этом оппоненты предлагаемой земельной реформы четко указывают руководству страны на те базовые требования, без выполнения которых отменять мораторий нельзя ни в коем разе. Если говорить о юридических аспектах, то вначале нужно принять закон об обороте сельхозземель. В противном случае рынок купли-продажи чернозема уйдет в тень. Также предлагается ввести минимальную стоимость земель с обязательной привязкой к реальной рыночной стоимости.
Далека от завершения процедура инвентаризации земель. В Государственном кадастре, как говорят специалисты, только 30 процентов земельных участков определены и получили кадастровые номера. Суды по всей стране завалены делами, связанными с установлением границ земельных участков, определением их собственников, прав наследования.
В такой ситуации объявлять рынок земли открытым — значит обречь страну на новый виток судейской вакханалии и организационной неразберихи. Достаточно сказать, что именно по причине несостоятельности публичной кадастровой карты в Украине в последние несколько лет бурно расцвело земельное рейдерство. Захваты урожая прямо с полей также объясняются тем, что у того или иного участка вдруг оказывается — из-за разночтений в Кадастре — различные собственники.
Отмена земельного моратория абсолютно не солидаризируется с реформой децентрализации, ведь она предполагает передачу государственной земли в собственность объединенных территориальных громад.
Правда, президент попытался развеять страхи перед предстоящей земельной реформой. Так, еще до президентских выборов спикер штаба Зеленского заявлял, что необходимо «...создать нормальную юридическую базу, защитить интересы государства, защитить интересы собственника, интересы инвестора, а затем открывать рынок». А на прошлой неделе глава государства уточнил, что «...в модели, которую мы будем предлагать с правительством, покупать или продавать землю смогут только украинские граждане и украинские компании». «Страшилки» об иностранцах, которые якобы станут вывозить чернозем вагонами, Владимир Зеленский назвал бредом.
Однако, как показывает беглый анализ опубликованного законопроекта, представляющего собой не отдельный законодательный акт, а пакет изменений в уже действующее законодательство, многие подводные камни процедуры открытия рынка земли никуда не делись.
К примеру, власть обещает, что доступ к чернозему получат только «украинские граждане и украинские компании». Законопроект действительно запрещает нерезидентам, то есть иностранным компаниям, претендовать на покупку земли сельскохозяйственного назначения. А вот об иностранных гражданах ничего не говорится. Поэтому, говорят специалисты, иностранец с деньгами может спокойно приобрести украинскую компанию, которая уже обзавелась землей. И стать ее законным владельцем. И это только один пример того, как можно обходить вышеупомянутую норму законопроекта.
Критиков идеи открытия земельного рынка возмутила еще одна предлагаемая новация. В Земельном кодексе есть оговорка о том, что первоочередное право приобретения сельскохозяйственных угодий имеют аграрии и лица, имеющие профильное образование. Также уточняется, что земля должна использоваться по назначению. В законопроекте таких оговорок нет. Право приобретать землю сельскохозяйственного назначения хотят дать всем желающим. Такая открытость может привести к очень нехорошим последствиям. Где гарантия того, что земля не будет простаивать, а отдельные «собственники» неумелым хозяйствованием не убьют чернозем? По мнению ряда специалистов, если не вернуть вышеупомянутые ограничения, на рынок земли хлынет спекулятивный капитал, главной целью которого станет смена целевого назначения земельных участков.
Много сразу возникло вопросов по механизму выкупа земли фермерами. Законопроект предусматривает государственную компенсацию по кредитным ставкам. Но, во-первых, денег, как уже подсчитали финансисты, хватит только «избранным» фермерским хозяйствам. А что делать остальным, законопроект не указывает. Во-вторых, банки до сих пор очень неохотно работают с мелкими аграриями, процентные ставки по кредитам остаются заоблачными. В такой ситуации преимущества получат те, кто имеет доступ к дешевым рынкам финансовых ресурсов. А это, прежде всего, крупные сельскохозяйственные компании и...иностранцы.
Ну, и самое главное — а у людей спросили, начиная земельную реформу? Ведь земля сельскохозяйственного назначения — пожалуй, самый ценный актив, которым располагает государство Украина. Однако о всеукраинском референдуме никто из новой власти пока не говорит...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.