Тринадцатого марта исполнилось 75 лет со дня рождения доктора архитектуры, профессора, действительного члена ICOMOS, члена-корреспондента Украинской Академии архитектуры Александра Борисовича Раллева. К сожалению, он ушел из жизни четырнадцать с половиной лет назад. Но жива светлая и благодарная память об этом выдающемся ученом, историке архитектуры и художнике.
В марте 2006 года состоялось открытие в Одесском Доме-музее им. Н. К. Рериха посмертной персональной выставки художественных произведений А. Б. Раллева. Большой интерес посетителей вызвали мастерски исполненные художником пейзажи, портреты, изображения памятников архитектуры Украины и других стран, в которых ему посчастливилось побывать. Это были отнюдь не только туристические поездки. Например, в городе-побратиме Одессы Генуе он выступал перед зарубежными коллегами и студентами с докладом на французском языке; в Индии старался увидеть и обследовать те древние памятники, которые не всегда попадают в поле зрения обычного экскурсанта. И всегда впечатления от увиденного находили отражение в его картинах.
Но, наверное, одними из самых плодотворных и насыщенных художественным творчеством были дни, когда, ненадолго вырвавшись из привычной круговерти будней, он в тиши карпатских курортов писал свои акварели. Многие десятки работ стали результатом такого активного отдыха. Среди них не только пейзажи, но и портреты. В 1999 году в Ореховой гостиной Дома ученых прошла выставка художественно-графических произведений А. Б. Раллева «Взгляд архитектора». Архитектурная и художественная общественность города, многочисленные посетители отметили тогда высокий уровень представленных живописных и графических произведений.
Родился будущий ученый в Одессе. Несколько лет вместе с родителями провёл в городе на Неве — сокровищнице мировой культуры. Большая часть солдатской службы Александра прошла в ещё одном всемирно-известном культурном центре — Дрездене. На заре своего профессионального восхождения он говорил: «Моя мечта — архитектура...». Верность мечте и преданность избранному пути, целеустремленность и титаническая работоспособность — вот качества, которые вызывали восхищение его коллег и учеников.
Уход из жизни этого замечательного ученого, педагога и художника стал невосполнимой утратой для одесской архитектурной школы, становлению и развитию которой он посвятил более трёх десятилетий.
Сегодня актуальной задачей является очень внимательное и бережное отношение к творческому наследию профессора А. Б. Раллева и его активное использование в деле подготовки новых поколений зодчих. А наследие это велико и весомо. Следует назвать книгу «История архитектуры развивающихся стран» (Киев: Вища школа, 1986) — учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Архитектура», за которую её автор был удостоен Серебряной медали ВДНХ СССР. Общее же количество опубликованных А. Б. Раллевым научных работ превышает сотню. К числу наиболее значительных сам он относил такие труды, как «Архитектура Эквадора» (1985, в соавторстве), «Культура стран Центральной Америки» (1996, в соавторстве), «Энциклопедия Пакистана» (1992, в соавторстве), «Культовi будiвлi та споруди рiзних конфесiй» (2002, в соавторстве). Профессор А. Б. Раллев в 1999 году создал сборник научных трудов «Проблемы теории и истории архитектуры Украины», который успешно издаётся более двух десятилетий.
Как член коллегии Одесской областной организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры, профессор А. Б. Раллев своим авторитетом серьезно укреплял позиции нашей организации. Страстный защитник архитектурного наследия, он смело выступал против варварского отношения к памятникам зодчества. Достаточно вспомнить, какую принципиальную позицию занял он при публичных обсуждениях проекта «реконструкции» таких значительных памятников зодчества, как здания гостиниц «Большая Московская» и «Спартак», расположенных в самом сердце нашего города — на улице Дерибасовской. Для осуществления и продвижения «прогрессивной» идеи о том, что объемы этих замечательных памятников старой Одессы могут быть превращены в постаменты для многоэтажных стеклянных монстров, из Испании был приглашен архитектор Альберто Фойо Эскрибано. 23 марта 2004 года огромная аудитория Ст-201 Одесской государственной академии строительства и архитектуры была до отказа заполнена студентами и преподавателями Архитектурного института, других подразделений вуза, а также архитекторами, специально приехавшими для того, чтобы присутствовать на лекции-презентации названного западноевропейского специалиста. Фактически выступление испанца стало пропагандой «смелого эксперимента» с ценнейшими объектами культурного наследия Одессы.
Когда дело дошло до обсуждения предлагавшегося проекта и легших в его основу идей, слово попросил профессор Раллев. Его глубоко аргументированная речь, направленная против посягательств на памятники, которые следует всемерно оберегать и реставрировать, а не губить, была пронизана такой болью, что казалось — ещё немного, и сердце его не выдержит. Когда Александр Борисович умолк, раздался шквал аплодисментов. Аплодировали студенты — будущие архитекторы...Футуристическим экспериментам гостей с Пиренейского полуострова и их отечественных заказчиков не было суждено осуществиться...
Увы, замечательное творение Л. Влодека было впоследствии реконструировано и увенчано массивной многоступенчатой крышей-мансардой. Здание гостиницы «Спартак» (ранее «Империал») на ул. Дерибасовской — произведение архитектора Гонсиоровского — варварски уничтожено (снесено). Можно лишь представить, как реагировал действительный член ICOMOS А. Раллев, когда, фактически под окнами его квартиры, в Пале-Рояле, орудовали строители, дерзнувшие вознести главу своего творения (жилого дома для богатых людей) выше жемчужины мировой архитектуры, нашего сокровища и нашей гордости — здания Одесского академического театра оперы и балета.
Сколько народных денег было потрачено на то, чтобы подвести под здание театра надёжное основание и не допустить его гибели?! И осмелиться (и позволить) тут же водрузить в нескольких метрах от него громадину нового строения!.. Он говорил об этом открыто и смело. Но как жаль, что часто подобная позиция так и остаётся «гласом вопиющего в пустыне»...
Что ж, теперь он уже не сможет возвысить свой голос в защиту того, что ещё не разрушено и не исковеркано. Но остаётся надежда, что зёрна любви к прекрасному, которые он так щедро передавал своим ученикам, прорастут в их душах, и они, в свою очередь, встанут в ряды друзей и защитников памятников зодчества.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.