Эта фраза очень созвучна мировоззрению лауреата 25-го конкурса газеты «Люди дела», учителя физики Ришельевского лицея, победителя конкурса GlobalTeacherPrizeUkraine 2021 в номинации «Выбор украинцев» за курс видеоуроков школьной физики, кандидата физико-математических наук Павла Виктора.
На днях он побывал в редакции. И во время обстоятельного разговора в формате «Гостиная «Вечерней Одессы» сумел убедить практически всех, что физика, которую он впитывал с молоком матери и под присмотром отца, — это действительно основа основ.
Родом из детства
По матери — литовец, по бабушке — украинец, по дедушке — немец или поляк. Именно эта неопределенность во многом стала причиной ряда последующих событий.
Дело в том, что, получая паспорт, дед Павла Андреевича, Антон Иосифович Виктор, одессит, попросил записать его немцем. По этой причине его и отца нашего героя, Андрея Антоновича, во время войны вывезли в Германию. Когда они вернулись в Одессу, отец, чтобы свести концы с концами, делал действующие модели паровых машин и продавал их на «Новом рынке». Одна из таких машин до сих пор работает на уроках физики в Ришельевском лицее.
Казалось, жизнь возвращалась в мирное русло, но потом семья получила жесткое предписание: в течение 24 часов покинуть Одессу. Украинцев в основном ссылали в Коми АССР, потому ее в шутку даже называли Коми УССР. Так семья Виктора оказалась сначала в столице Коми Сыктывкаре, а затем в небольшой деревеньке Койгородок. Учитель физики Андрей Антонович своими руками сделал в Койгородке ветряную электростанцию. Из древесины соорудил огромный пропеллер, установил его на генератор от трактора и в физкабинете заряжал аккумуляторы за счет энергии ветра. В школе удавалось проводить опыты с электричеством, хотя в самом Койгородке электричества не было.
Потом семья оказалась еще севернее, в приполярном городке Инте. Там маленькому Павлу Виктору довелось не раз гулять у теплоэлектроцентрали, построенной заключенными и описанной в повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Семья жила в одной небольшой комнате. И Паша постоянно наблюдал, как готовилась к урокам английского языка его мама, Варвара Юльевна Виктор (Дамбраускайте) и к урокам физики папа.
Учительская среда стала его родной, домашней. Правда, преподавательские стили у его родителей были разными. Папа говорил: «Когда я захожу в класс, под каждым из учеников должна быть лужа». А мама, хоть и говорила очень тихо, завораживала класс, и ее внимательно слушали от первого до последнего слова. Сам Павел Андреевич занимает какую-то промежуточную позицию — предпочитает говорить негромко и убедительно, но и призвать к порядку, несколько повысив голос, тоже может.
После окончания школы, по совету отца, Павел поступил на физфак тогда ОГУ им. И.И.Мечникова. Думал, если не преуспеет в профессиональной науке, то сможет работать в школе. Университет окончил в 1976 году, остался в аспирантуре, работал ассистентом, старшим преподавателем, доцентом на кафедре экспериментальной физики.
Поворотным моментом для него стало участие в летней физико-математической школе по линии Малой академии наук. Павел Андреевич открыл для себя, что старшеклассники все воспринимают совершенно иначе, чем студенты, — педагог им интересен, прежде всего, как увлеченный человек. И ему захотелось работать в школе.
Сначала вел кружок по компьютерным методам физики в Ришельевском лицее. Потом предложили вести там занятия по решению задач в 10-м классе. Затем доверили вести полный курс физики с самого начала. И так постепенно Павел Виктор стал практически все время проводить в лицее, лишь изредка наведываясь на физфак. Следующим шагом руководства Ришельевского лицея, чтобы окончательно заполучить преподавателя себе, стало назначение его классным руководителем 8-го класса. Как следствие, на физфаке Павел Виктор стал появляться еще реже.
Среди финалистов GlobalTeacherPrizeUkraine 2021
Это, конечно, не устраивало руководство университета. Да и наука приходила в упадок. Хоть Павел Андреевичи писал статьи, но результатами исследований, полученными на устаревшем оборудовании, никто пользоваться не станет. Это угнетало. В общем, пришлось из университета уходить. Ректор, заведующий кафедрой экспериментальной физики Валентин Андреевич Смынтына говорил Виктору: «Вы понимаете, что, переходя в лицей, вы опускаетесь на одну ступеньку вниз в карьере?».
Конечно, Павел Андреевич понимал это, но жизнь показала, что тогда он сделал абсолютно правильный выбор. Быть может, главный в своей профессиональной жизни: в этом году он выпускает уже 5-е поколение лицеистов, пишет книги, побеждает на конкурсах.
Когда учитель не только учитель
В лицее не раз бывали сложные ситуации. И учителю приходится выходить далеко за рамки своих непосредственных обязанностей. Например, одному талантливому пареньку из-за психического заболевания мамы дома находиться было невозможно. Вот ребенок и жил сначала в лаборантской кабинета биологии, потом в общежитии 6-го интерната и даже у педагога дома.
С годами усиливается расслоение между уровнями подготовки учащихся. Во многом это происходит из-за родителей, которые обязательно хотят устроить своего ребенка в престижный Ришельевский лицей, не задумываясь, справится ли он там с учебной нагрузкой. А она весьма серьезная: в лицее задают решить дома пять задач, в обычной школе — одну-две. В лицее шесть уроков физики в неделю, в обычной школе — два. Если ребенок не справляется, он начинает чувствовать свою неполноценность, замыкается в себе или, наоборот, начинает вести себя агрессивно. А родители винят в происходящем педагогов.
Книги по физике Павла Виктора оказались очень популярными, их активно обсуждают в социальных сетях. Достаточно набрать в поисковой строке Google «Павел Виктор. Физика. Книга», чтобы получить ссылки на множество интернет-магазинов, где их можно приобрести. Точно так же легко найти YouTube-канал с более чем 700 уроками физики, записанными на протяжении 8 лет прямо в классе, без всякого монтажа, вместе с учениками, выходящими к доске решать задачи, помогающими демонстрировать многочисленные опыты. Просто наберите в Google «Канал Павел ВИКТОР» или сразу адресhttps://www.youtube.com/c/pvictor54. И вы увидите, кстати, что общение Павла Андреевича с лицеистами не исчерпывается только проведением уроков физики.
Павлу Андреевичу приходится терпеливо и настойчиво объяснять родителям, что нельзя калечить ребенка слишком высокими требованиями к нему. Он пытается помочь родителям стать на место ребенка: как будет себя чувствовать ученик, который боится высоты, в цирковом училище? Или ребенок без музыкального слуха в школе Столярского? Аналогично и в Ришельевском лицее, где в 11-м классе на уроках физики порой приходится работать с дифференциальными уравнениями из программы вуза. Большинство родителей все-таки правильно понимают проблему, доводы педагога принимают к сведению и переводят детей в другие школы. Отбор получается достаточно жесткий — в нынешнем классе Виктора из 35 осталось 22 ученика.
Говоря о том, как изменились дети за почти 30 лет его работы в лицее, Павел Виктор вспоминает любопытные детали:
— В первом моем классе были случаи воровства. Сейчас этого нет. Потом я вел в своем классе кружок «Физика на английском», и чувствовалось, что дети знают язык очень плохо. Дальше необходимость в таком кружке отпала сама собой — английский язык лицейские дети знают хорошо, так как с самого раннего возраста окунаются в англоязычный компьютерный мир.
Бывает, что Павел Андреевич идет за учениками, и в его жизни появляются новые увлечения. Однажды старшеклассник рассказал, что проехал на велосипеде 100 километров на призы «Вечерней Одессы» и поэтому не был на занятиях в лицее. Виктор удивился, что не знает о таком соревновании. Но уже в 2011 году сам первый раз проехал «сотку». Теперь за его плечами 11 стартов. И на большинство из них он выходил уже с командой учеников своего лицея. Ребята с гордостью показывали одноклассникам штампики в маршрутном листе о прохождении контрольных точек маршрута и сертификат о прохождении дистанции. Участие в «вечеркинской» «сотке» стало уже традицией Ришельевского лицея.
Знания надо «втирать»
Именно так Виктор перефразировал известные слова о том, что «повторение — мать учения». По его мнению, основная беда в том, что Нова українська школа (НУШ) расслабляет учеников, происходит примитивизация физики как предмета. Из курса выбрасывают то, что воспитывает в детях умение анализировать.
Но нельзя, говорит учитель, превращать физику в набор фактов, а это сегодня происходит. В физике, как и в математике, одно вытекает из другого. И если логическую цепочку разорвать, то дальше все воспринимается без понимания взаимосвязанности процессов. Надо не развлекать учащихся красочными анимациями на экране компьютера, а помочь им научиться выстраивать причинно-следственные связи в природе, анализировать их и делать выводы. Другими словами, научить детей думать.
Павел Виктор является членом жюри всеукраинской олимпиады по физике. Его коллеги тоже считают, что это беда, когда физику, химию, биологию и астрономию объединяют в один предмет. У биологии своя внутренняя логика, у физики совершенно другая. Их не надо перемешивать. Потом в вузе оказывается, что какие-то вещи из физики нужны в биологии. Но это потом. А вначале нужно заложить хорошую базу знаний по каждому из предметов. Коллеги из жюри олимпиады обращались в Министерство образования и науки. Учителя 7-х классов переживают, смогут ли дети, ранее обучавшиеся по программе НУШ, справиться с программой по физике в 8-м классе? Ответа они пока не получили.
Сегодня Украина берет в качестве образца для подражания систему образования Финляндии. Но Финляндия уже построилась и состоялась как технологически и экономически сильная держава, а нашей стране это только предстоит сделать, особенно после войны. Потому надо убирать из школьной программы те предметы, без которых можно обойтись при подготовке специалиста и человека. А занятия физкультурой не должны сводиться к написанию реферата о пользе легкой атлетики.
— Нужно обратиться на Восток, — говорит Павел Андреевич. — Детство там непростое. Посмотрите на Китай, как он развивается. Китайские дроны сегодня помогают украинской разведке. Посмотрите на Японию, которая проиграла Вторую мировую войну. Японская оптика и электроника — это продукция высочайшего уровня. Надо развивать умение мыслить и делать, а не умение красиво говорить и руководить непонятно чем. Вначале нужно создать то, чем потом предстоит руководить. Сейчас не нужно много менеджеров, дизайнеров и футурологов. Нужны люди «с руками», мастера, станки, на которых они будут работать, лаборатории, где будут создаваться современные технологии.
Лучшим учебником, где закладываются крепкие основы физических знаний, Виктор считает изданный еще в далеком 1986 году учебник физики для 8-го класса Исаака Кикоина. Именно по логике этого учебника он строит и свои книги «Основы и механическое движение», «Молекулярное строение вещества и тепловые явления», «Основы электродинамики», подчеркивая заложенный подход подзаголовком — «Просто и понятно о фундаментальной науке». Готовится к выходу еще один том — «Колебания и волны».
Издательство «BookChef», увидев уроки Павла Виктора для 9—11-х классов на YouTube, выступило инициатором издания серии этих книг. В издательстве использовали такую технологию: фонограмму уроков превращали в текст, скриншоты демонстраций опытов и рисунки на доске — в иллюстрации книги. Автору оставалось только вычитать готовый вариант и внести свои правки, учитывая определенные различия стилистики устной и письменной речи. Таким образом, происходила удивительная вещь: интересные бумажные книги-учебники рождались благодаря использованию современных цифровых технологий!
Задание на завтра
Было время, когда физики по популярности уступали только летчикам. На физику была мода. Быть физиком было престижно. Снимались фильмы — «9 дней одного года», «Иду на грозу», «Приключения Шурика», где в сессию сдавали экзамен именно по физике. В стране много строилось, и нужны были ученые и технари для обеспечения роста промышленности и укрепления обороны.
Сейчас Украина остро ощущает жизненную важность умения правильно ставить и решать подобные задачи. Оказалось, что от этого зависит само существование Украины как государства. Потому надо очень пристально посмотреть на то, в каком состоянии находится естественно-научное образование. В ближайшие годы предстоит выстроить систему обороны, снова, как это было 3—4 десятка лет назад, научиться делать современное вооружение, отстраивать промышленность, возводить современные жилые дома. Если идти по программе НУШ, необходимого для этого уровня знаний ученики не получат.
Ситуацию в вузах Павел Виктор считает катастрофической. Его родной физфак в университете объединили с математическим факультетом, и физика там существует как-то рядом, не более. В то же время на физфаке, хоть и не процветало, но вполне достойно работало очень перспективное отделение медицинской физики. Одни томографы, как рентгеновские, так и магнитно-резонансные, без которых сегодня не обходится ни тонкая диагностика, ни современное лечение, — это фантастически сложные устройства. Их работа основана на использовании далеко не очевидных физических явлений, а обработка и наглядное отображение получаемых данных требует изощренных математических алгоритмов и мощного программного обеспечения. Пока Украина не может создавать подобные томографы, но понимать, как они работают, обслуживать их, нужно уже сегодня. Это возможно только при хорошей базовой подготовке по физике. И приведенный пример далеко не единственный.
Нет современного оборудования, на котором можно учиться. Все надо восстанавливать. Как во времена, когда отец Виктора собственными руками строил электростанцию, так и сегодня нужны люди с практическими навыками. Надо возрождать профтехобразование. Так, в 60-е годы прошлого века в школах были токарные станки, столярные мастерские. Это надо обязательно возрождать. Они должны быть сегодня так же доступны, как и ставшие привычными компьютеры.
Внутренних ресурсов на воспитание хороших специалистов в вузах сегодня в Украине мало — где-то с десяток таких школ осталось. Если раньше говорили, что учиться надо здесь, а работать за рубежом, то сегодня все наоборот. Потому надо создать условия, чтобы украинские выпускники зарубежных вузов хотели вернуться домой. Задача государства — заинтересовать их трудоустройством в Украине.
Начинать качественные перемены в образовании, по мнению Павла Андреевича, надо со школы. Это означает, что нельзя в педвузы брать всех, кто пришел. Как бы выпускник ни учился в школе, каким бы ни был средний балл его аттестата (часто низкий), сегодня его практически без конкурса берут в педагогический вуз. И вышедший из этого вуза учитель не сможет ничему научить школьников, особенно способных неординарно мыслить и по-настоящему интересующихся науками. У них для этого нет тех знаний, которые надо передать ученику. Двоечники, ставшие педагогами, только ускоряют регресс украинской системы образования. Систему подготовки педагогических кадров надо выстраивать с нуля.
К себе, невзирая на достижения и опыт, Павел Виктор относится вполне реалистично. Его учительская мечта — подольше сохранить ясность ума и крепость тела. Учитель не должен вызывать жалость. «Если Акела промахнулся, то пора уступить место молодым», — убежден наш гость. Такой жесткий подход к собственной оценке может позволить только по-настоящему сильный человек.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.