Первая попытка введения свободной зоны была сделана еще в 1798 году попечителем средиземноморских переселенцев Афанасием Кесоглу, который в то время был главным бургомистром города. Он обратился к Павлу I с целым списком предложений, среди которых было дарование Одессе статуса порто-франко, а также герба. И если против герба император не возражал, то просьбу о порто-франко он оставил без ответа.
Позже с таким же предложением в столицу обращался и Ришелье. Даже когда он уехал во Францию, то все равно напоминал об этом императору при каждом удобном случае.
Но только когда генерал-губернатором молодого города стал Александр Ланжерон, был подписан указ о создании зоны свободной торговли в Одессе. Это решение выводило город из общей таможенной системы страны, а в его пределах разрешалось без ограничений выгружать, хранить, переупаковывать и перерабатывать товары.
Первый проект границ порто-франко разработал Жозеф-Филипп Мейффреди. Теперь от остальной территории страны Одессу отделял 23-километровый ров с заставами, который контролировали две таможни.
При этом Молдаванка, Слободка и Пересыпь остались с одной стороны границы, а центр города — с другой. И одесситам, которые работали в центре, приходилось дважды в день проходить таможенную проверку. Когда кресло губернатора занял Михаил Воронцов, он распорядился разработать проект третьей таможенной границы.
Порто-франко просуществовало в Одессе 40 лет, но несмотря на положительные стороны, эта система со временем себя изжила: продукция одесских фабрик облагалась налогом так же, как и импортная, процветала контрабанда. И в 1856 году жители Одессы потребовали порто-франко упразднить.
В столице долго раздумывали, но наконец 31 марта 1858 года решением Государственного совета зона свободной торговли в Одессе была ликвидирована.