В конце ноября прошли общественные слушания, на которых обсуждалось внедрение в общественном транспорте "электронного билета", без наличной оплаты. Этот вопрос поднимался еще в начале 2000-х, во времена Руслана Боделана, но вызвал негативную реакцию населения и вскоре "заглох". Сейчас он поднят вновь, хотя также сталкивается с неприятием. Так, на первых общественных слушаниях (а провести таковые надо согласно закону) участники выступили против пункта о едином операторе, полагая, что речь идет о монополии. На сей раз власти подготовились лучше, и все присутствовавшие (а их было более 70) проект поддержали. Тем не менее стоит прислушаться к мнению активного противника предложенного властями проекта, экс-депутата облсовета Петра Обухова.
"Во-первых, я за внедрение электронного билета в Одессе. Это удобно, не нужно носить с собой наличку, водители не будут отвлекаться на взимание денег с пассажиров, мы наконец-то будем детально знать, сколько людей ездит на каждом маршруте в каждый час недели. Это поможет оптимизировать маршруты. Наконец-то посчитаем всех льготников и проще будет монетизировать льготы.
Два года назад мэрия провела конкурс на поиск "инвестора", который установит за свой счёт оборудование во всех трамваях, троллейбусах и маршрутках, произведёт карточки, установит аппараты по их пополнению. Такой конкурс прошел, и на нём был всего один участник, который неожиданно для всех победил. Это одесская компания "ГЕРЦ", которая уже много лет занимается коммунальными платежами в Одессе и получает свою комиссию. "ГЕРЦ" предложил устроить электронный билет за скромную комиссию в 8,75 % от цены каждого билета. В целом на оборудование в Одессе нужно около 5–7 миллионов евро. Рынок пассажирских перевозок — около 1 миллиарда гривен (около 37 миллионов евро) в год.
Договор заключается эксклюзивно (то есть, разорвать его не получится) на 12 лет. Вот и считайте. Ребята окупят инвестиции в первый год-два и дальше будет стабильный доход. В Харькове на аналогичном конкурсе победитель предложил сделать всё за 6 %. Но дело даже не в высокой комиссии.
Я изучил договор, который предлагается заключить горсовету. В этом договоре "инвестор" предлагает городу на первом этапе определить пассажиропоток на каждом маршруте. А дальше поделить все маршруты на два вида. В "социальных" маршрутах, где пассажиров мало, оставить просто сбор комиссии с каждого билета и передачу её перевозчикам (горэлектротрансу и владельцам маршруток), а в "популярных" предлагается определить фиксированный тариф на один рейс (поездку трамвая или маршрутки от конечной до конечной) и платить её перевозчику независимо от числа пассажиров. В этом режиме маршруткам не будет смысла устраивать гонки, подбирать пассажиров на каждом углу, а только следовать графику движения.
Это круто. Но! Получается, что на "популярных" маршрутах "инвестор" электронного билета будет получать больше, чем 8,75 % с билета. Они продадут билеты, соберут свою комиссию, заплатят перевозчикам фиксированную стоимость за каждый рейс, и еще останется. Куда идут эти остатки, в договоре не говорится. Поэтому я призываю депутатов горсовета не голосовать за утверждение этого договора, когда его вынесут на сессию...
А вообще, по-хорошему, конкурс надо провести заново без дискриминационных требований, чтобы были участники из других городов и стран тоже. И ни в коем случае победитель не должен распоряжаться деньгами перевозчиков. Он должен собирать свою комиссию за каждый билет и тут же отправлять деньги перевозчику. А уже если и останутся какие-то остатки, то ими должна распоряжаться мэрия. Например, дотировать за их счет "социальные" маршруты".
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.