АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 Узнаем ли правду о нашей еде?


24-05-2019, 16:00 |

Новая маркировка пищевой продукции появится на отечественном рынке. Кого больше она защитит – производителей или потребителей?

Верховная Рада приняла законопроект № 8450 «Об информации для потребителей пищевых продуктов», призванный способствовать повышению качества товаров и более широкой информированности покупателей о том, что они приобретают и потребляют в пищу. Большинство норм закона вступят в силу спустя полгода или даже позже. Но об основных новациях стоит поговорить подробнее уже сейчас.

Мы довольно часто слышим претензии по поводу того, что информация на этикетках, таре, пакетах пишется маленькими буквами, используются чернила, практически сливающиеся с основным тоном упаковки, не указываются аллергены, ГМО и добавки, запрещенные в пищевой промышленности. Тем самым потребители заявляют о систематическом нарушении их прав с точки зрения получения максимально полной информации о продуктах питания. Это требование даже не обсуждается в европейских странах: производитель обязан указать полный перечень компонентов, которые входят в состав продукта. В противном случае его ждут крупные штрафы и судебные иски со стороны обманутых или введенных в заблуждение покупателей, в большинстве случаев заканчивающиеся частичным (на определенный период) или полным запретом работы на рынке. 

Именно это опыт, основанный на жесткой ответственности производителей и поставщиков за то, что попадает на прилавки магазинов, и был взят за основу законопроекта № 8450. Однако, как всегда возникает проблема с привязкой этих самых норм к нашим реалиям. Смогут ли они вообще повлиять на ситуацию в лучшую сторону? 

“Чтобы начали производить действительно качественный товар, необходимо проводить каждый год хотя бы 5-7 тысяч контрольных закупок и лабораторных экспертиз. В небольших странах Европы их проводят десятки тысяч”, – отмечает директор ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

В Украине каждый второй товар – контрафактный. В лучшем случае его завезли без уплаты налогов, в худшем – состав не соответствует тому, что указано на упаковке.

“В 2005-2007 годах производители спорили из-за того, кто производит лучший продукт. Покупателям предлагали большую тару, лучшее качество. Сейчас видим, что производители конкурируют между собой за то, кто продаст самое худшее. В то же время главная причина, почему мы едим все более некачественную еду – это бедность. Когда были богаче, могли покупать более дорогие и лучшие продукты”, – заключает эксперт.

Действительно, в нашей стране проверки предприятий пищевой промышленности с проведением различных экспертиз стали большой редкостью. Сначала был введен мораторий на них, а затем начало действовать правило, что о проведении проверки надо уведомить руководство предприятия загодя. Понятно, что к моменту приезда экспертов оно оказывалось либо закрытым, либо технология производства корректировалась таким образом, чтобы у проверяющих особых претензий к готовому товару не возникало.

Такая система больше защищала производителей, а не потребителей. Она стимулировала применение новых технологий, основанных на замене многих привычных продуктов. Например, так называемое сгущенное молоко сегодня вполне можно получить из смеси тропических масел без единой капли молока, мясо в колбасе практически полностью заменить соевым концентратом, а сахар в кондитерских изделиях - его более дешевыми и сладкими заменителями, например, аспартамом. Все это привело к тому, что  цены на готовую продукцию якобы из натуральных продуктов оставались высокими и даже росли, а вот качество резко падало.

Медики начали бить тревогу по поводу стремительного роста количества пищевых аллергий. Такой была вполне закономерная реакция организма многих людей, особенно детей, на увеличение количества синтетических, чужеродных элементов в продуктах питания. 

Что получит потребитель?

Разберем основные нововведения законопроекта № 8450 «Об информации для потребителей пищевых продуктов», и подумаем, смогут ли они лучше защитить потребителя и удастся ли не выполнить новые требования предприятиям-изготовителям пищевых продуктов?

Итак, статьей 8 устанавливается, что «высота малых букв без выносных элементов в тексте, который представляет обязательную информацию о пищевом продукте, должна равняться или превышать 1,2 мм. Если же используется упаковка или тара, площадь наибольшей поверхности которой меньше 80 сантиметров квадратных, высота малых букв должна равняться или превышать 0,9 мм». 

Кроме того, текст должен быть разборчивым, не перекрываться разными графическими элементами и не смешиваться с фоном. Это позволит большему количеству людей, даже если они имеют определенные проблемы со зрением, информацию на этикетке все-таки прочитать. 

В обязательном порядке должна предоставляться информация обо всех ингредиентах в порядке уменьшения их массы в готовом продукте. А также информация о пищевых добавках, ароматизаторах и других вспомогательных веществах, которые вызывают аллергические реакции или непереносимость.

Например, статья 12 четко формулирует, какой ароматизатор может считаться натуральным: «слово натуральный может использоваться для обозначения ароматизаторов, ароматический компонент которых содержит исключительно натуральные ароматические препараты или вещества. Хинин и кофеин, используемые в производстве или приготовлении пищевых продуктов в качестве ароматизаторов, в перечне ароматизаторов должны указываться первыми». 

Эта информация должна выделяться другим цветом. Обязательным станет и указание на упаковке данных о том, подвергался ли пищевой продукт размораживанию. В меню кафе, ресторанов и других заведений общественного питания тоже нужно будет прописать аллергены, которые находятся в блюдах. Это важно, так как в замороженных полуфабрикатах всегда содержатся добавки, удлиняющие время хранения, но способные вызывать аллергические реакции.

Однако нормы закона не будут работать без утвержденного на уровне государства перечня аллергенов. Например, производитель может не указать какие-то специи, которые входят в состав продукта, потому что не считает их способными вызывать аллергические реакции. И такую точку зрения будет весьма сложно оспорить. Аллергенами являются и многие красители, которые попадают на украинский рынок как пищевые, но на самом деле таковыми не являются. 

Идем дальше. Теперь станет необязательной информация о питательной ценности некоторых продуктов. Эта норма относится к продуктам, «которые не подвергались переработке или в отношении которых информация о питательной ценности не является определяющим фактором принятия потребителями решений об их покупке».

Подобная расплывчатая формулировка закона обеспечивает  весьма широкий спектр определений, какая именно питательная ценность может считаться неважной и потому не указываться на упаковке. Например, в овощах и фруктах, рыбе, молоке. 

Для скоропортящихся продуктов оставят маркировку «использовать до», а для всех остальных товаров введут термин «минимальный срок годности». Он означает дату, после которой продукт все еще можно употреблять, хотя возможны некоторые изменения его свойств. На свежих фруктах и овощах, алкоголе, хлебе и сладостях, а также соли, сахаре и уксусе производители смогут не указывать срок годности вообще.

Статья 13 дает право на большое количество исключений для продуктов, перечень ингредиентов которых не надо указывать. В частности, к ним относятся «продукты переработки молока: сыр, сливочное масло, ферментированные молоко и сливки, кисломолочный сыр, йогурт, кефир, ряженка, сметана, в процессе производства которых не использовались никакие другие ингредиенты, кроме заквасочных культур, пищевых энзимов и культур микроорганизмов, наличие которых необходимо для производственного процесса; сыры, кроме свежих или плавленых, в которые добавляется соль, необходимая для процесса производства».  

Эксперты уже предвидят массовое появление продуктов, в частности, молочных, с удлиненным сроком годности, который по новому закону будет считаться  минимальным и позволит гораздо дольше оставлять товар на прилавке. То есть, покупатели в итоге получат продукты с еще большим количеством синтетических компонентов, удлиняющих срок хранения, а производители – немалую экономическую выгоду.  

Если пищевой продукт хранится не более трех месяцев, в дате будет достаточно указать день и месяц производства. Если пищевой продукт хранится более трех, но менее 18 месяцев, в дате достаточно указать месяц и год, а вот если пищевой продукт хранится более 18 месяцев, - только год производства (статья 18).

Данное требование тоже оставляет немало вопросов. Ведь каждую пачку молока или банку консервов проверить не удастся. Потому не исключены варианты «химии» с датами производства, которые производитель укажет на упаковках. И защититься покупателю от приобретения просроченного товара окажется делом весьма сложным.  

Кроме того, новый закон разрешает операторам рынка добровольно указывать минимальный срок годности для тех продуктов, которые фасуются непосредственно в самих магазинах или же продаются на развес.

Добровольность в данном случае означает, что этот срок смогут вообще не указывать, либо указывать, существенно его удлиняя, дабы обеспечить максимальный выторг от реализуемого товара. Это коснется круп, каш, макаронных изделий, открывая совершенно легальные возможности смешивать старый товар со свежим, обманывая, тем самым, покупателей. 

Неотвратимый меч наказания? 

Ну а что же закон предусматривает, если его требования окажутся нарушенными? По сути, ничего особенного. 

Итак, если будут нарушены требования к маркировке, юридических лиц собираются штрафовать на 15 минимальных заработных плат (с 1 января 2019 года минимальная зарплата – 4173 грн), т.е. на 62 565 грн. Физических лиц-предпринимателей - в размере 10 минимальных зарплат, то есть на 41 730 грн.

А вот если не будет указана информация об аллергенах, то юридических лиц оштрафуют на 30 минимальных зарплат - 125 190 грн, а физлиц -предпринимателей на 20 минимальных зарплат – 83 460 грн.

Юристы справедливо отмечают, что все нарушения, за которые предусмотрены финансовые санкции, фирмы-производители и операторы рынка начнут оспаривать в судах. Из-за того, что нормы закона прописаны неконкретно (нет перечня аллергенов), в стране, за исключением столицы, нет оборудования, способного выявить наличие ГМО в продуктах питания, велика вероятность, что именно они эти суды будут выигрывать. А покупатель, как и прежде, останется один на один с проблемой выбора продуктов питания на перенасыщенном контрафактной продукцией отечественном рынке. Новый закон, как видим, качественно ничего, скорее всего, пока не изменит.

Проблема качества – не только украинская

Надо сказать, что обеспечить качество продуктов питания не всегда удается не только нам, но и куда более развитым экономически странам. Но они на этом пути главными делают не штрафы, а выстраивание системы полного отслеживания пути товара – от получения сырья и всех компонентов до прилавка магазина. 

Примером применения системы прослеживаемости в реальной жизни служит отзыв из 55 стран мира шоколадных батончиков компании Mars. Производитель объявил об их отзыве после того, как потребитель из Германии нашел в батончике кусочек пластика. После обращения потребителя к производителю сотрудники компании отследили фабрику и производственную линию, где батончик был произведен. Далее компания отследила, в какие страны была поставлены шоколадные батончики, в которые мог попасть пластик, и инициировала их отзыв.

При отсутствии системы прослеживаемости компания должна отозвать все батончики, которые были произведены за определенный период времени на всех заводах компании. В этом случае убытки могли бы быть в десятки, а, может, и в сотни раз больше.

В Великобритании за отсутствие действующей системы прослеживаемости на предприятии производителя могут оштрафовать на 5 тыс. фунтов и посадить в тюрьму на срок до двух лет.

Но самым большим наказанием для производителя, в случае невозможности или нежелания защитить потребителя, является не штраф со стороны государства, а потеря доверия к его продукции.

По данным социологических исследований, в случае инцидента, связанного с безопасностью определенного пищевого продукта, 38% потребителей прекратят покупать такой продукт, а 32% откажутся от всей продукции под тем же брендом. Следовательно, потери могут быть колоссальными.

В новом законопроекте «Об информации для потребителей пищевых продуктов» тоже указана «прослеживаемость». 

А еще в новом пищевом законе Украины сказано, что операторы рынка должны быть в состоянии установить других операторов рынка, которые поставляют им пищевые продукты, по принципу «шаг назад». И должны быть способны установить тех, кому они сами поставляют пищевые продукты, по принципу «шаг вперед».

Это совершенно новая практика более высокой степени прозрачности бизнеса. В одночасье она не строится, не осваивается, и не приносит немедленных результатов. Потому принятие нового закона можно считать лишь первым приближением к европейским нормам, обеспечивающим качество пищевых продуктов. 

Світлана Комісаренко


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.