АКТУАЛЬНІ НОВИНИ

 
   

КОНТАКТИ
Інформація повинна бути вільною.
Посилання — норма пристойності.




При використанні матеріалів посилання на джерело обов'язкове. Copyright © 2018-2024.
Top.Mail.Ru


 История одной одесской переписи


21-04-2019, 14:00 |

«Кто не знает своего прошлого, не имеет будущего» — так говорится в старой пословице, а пословицы, как известно, правы. Прошлое — это не только история и «корни» одного человека, семьи или целого народа, это еще и кладезь подсказок для настоящего и предостережение для будущего.

Одним из таких источников для понимания причин тех или иных событий современности может быть изучение переписей населения в прошлых эпохах. А для такого города, как Одесса, это изучение превращается еще и в увлекательные открытия и переосмысление собственной истории. Кроме того, перепись населения вообще очень важный и необходимый инструмент для эффективного управления городом (особенно портовым), так как дает возможность администрации увидеть истинное положение дел в разных аспектах, начиная от демографического и заканчивая средним уровнем образованности населения.

В нашем городе переписью занимался Одесский статистический комитет. Он был создан в 1835 году, в его задачи входили сбор и обработка сведений о состоянии народонаселения Одесского градоначальства и края. Этот комитет имел свое периодическое издание «Адресный календарь Одесского градоначальства», издававшееся вплоть до 1917 года.

В первой половине и в середине XIX века членом правления и секретарем комитета был известный одесский ученный, краевед-историк, статист, экономист Аполлон Александрович Скальковский. Личность для нашего города очень знаковая.

Давайте же немного познакомимся с этим интересным человеком. А. А. Скальковский (1808—1898 гг.) родился в Житомире в семье мелкопоместного шляхтича (по другой версии Скальковские происходили из казацкой старшины Черниговщины). Образование Аполлон Александрович получал в Виленском и Московском университетах. С 1828 года находится на службе в канцелярии Новороссийского генерал-губернаторства в Одессе (тут он возглавил Одесский статистический комитет и управлял им более пятидесяти лет). Также он был основателем и руководителем архива министерства внутренних дел в Одессе.

Историк и филолог Скальковский стал одним из основателей Одесского общества истории и древностей. В 1856 году Аполлон Александрович становится членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

Четыре десятка научных работ посвятил А. А. Скальковский Одессе и краю, а также всему Югу Украины, за что справедливо получил от современников прозвище «Геродот Новороссийского края».

Именно Аполлон Александрович во время своих исследований обнаружил и спас из небытия архив последней Запорожской Сечи и был первым, кто взялся за изучение истории украинского казачества и гайдамацких восстаний восемнадцатого века. А в 1840 году в Одессе им был издан в трех томах первый научный труд на эту тему «История Новой Сечи, или Последнего Коша Запорожского» (позже еще три раза переиздававшийся).

Также А. А. Скальковский является «автором даты» основания Одессы, которую он озвучил в своем труде «Первое тридцатилетие истории города Одессы. 1793—1823. Сочинение одесского жителя А. Скальковского», который увидел свет в 1837 году. Известный польско-белорусский поэт Адам Мицкевич посвятил Аполлону Александровичу свое стихотворение «Do imionnika Apollona Skalkowskiego».

А один из будущих творцов украинской государственности М. С. Грушевский откликнулся на смерть Скальковского в 1898 году, назвав его «найстарiшим з українських iсторикiв сучасних i минулих».

Почтили память этого достойного одессита и в наши дни. В рамках закона про декоммунизацию с 26 апреля 2016 года в Одессе переулок Второй Стахановский был переименован в честь этого яркого представителя научной элиты Одессы XIX века.

Но вернемся к теме переписи населения. В первой половине XIX века Одесса переживает свой «золотой век». Статус порто-франко и успешный экспорт украинской пшеницы, привозимой в город чумаками со всего Подолья и Поднепрянщины, делают город привлекательным местом как для жизни, так и для инвестиций. Но в то же время администрация города сталкивается с рядом социально-демографических проблем. Для того, чтобы иметь представление о народонаселении города и края, о динамике изменения его численности, социального положения и рода занятий, и был создан Одесский статистический комитет.

Для учета населения комитетом использовался так называемый «саксонский метод» переписи населения. Проводился он следующим образом. Общественность избирала особых представителей — счетчиков, которые исполняли свои обязанности добровольно и бесплатно. Эти счетчики, за несколько дней до опроса, раздавали по дворам опросные листы, которые заполнялись домовладельцами или главами семей. В день проведения переписи счетчики ходили по дворам и собирали эти анкеты, которые потом предоставлялись в комитет. Но Аполлона Александровича, как ученого, интересовали не только сухие цифры о количестве мужчин, женщин, детей и стариков, его интересовали этнографическая и социальная составляющие. Поэтому опросные листы содержали следующие графы: текущий номер и Ф.И.О, возраст и пол, сословие, занятие и ремесло, вероисповедание, семейный быт, разговорный язык, степень грамотности.

Первая официальная перепись населения Одессы была проведена комитетом в 30-е годы XIX века. Судя по ее данным, украинцев (или как их тогда называли «малороссы») в пределах Одесского градоначальства насчитывалось 44589 человек обоего пола, в то время как выходцев из России (тогда их называли «великороссы») было всего 4938 человек обоего пола.

Следующая перепись была проведена Одесским статистическим комитетом в 1851 году. По её данным, в Одесском градоначальстве и губернии проживало 15 национальностей и лидирующее положение по количеству человек занимали украинцы (малороссы), их насчитывалось 703699 человек, второе место занимали молдаване и волохи (румыны) 75000 человек и евреи 55000 человек. Обращает на себя внимание комментарий-приписка к этой переписи от служащих комитета, она очень красноречиво дополняет язык цифр, приведем ее текст полностью:

«Таким образом более двух третей населения губернии составляют малороссияне (украинцы). Но и остальное население, вследствие постоянных сношений простым классом народа, во многих местах утратив свой первоначальный тип, приняло язык, одежду и привычки малороссиян, и скорее может быть отнесено к малороссийскому, чем к какому-либо другому племени...».

Намного позже (во второй половине XIX века) в отчете царю Александру III временный генерал-губернатор края и командующий одесского военного округа И. В. Гурко (исполнял свои обязанности с 9 января 1882 года по 7 июня 1883 года) писал, что затрудняется назвать край русским «по духу» из-за многочисленности «чуждого русскому народу элемента». К этому же «элементу» Гурко причислял и «малороссов», указывая, что они «более тяготеют к польским и запорожским традициям».

Перепись населения, проведенная в городе в 1897 году (в царствование Николая II), показала: в населении города украинцами (малороссами) по родному языку себя признали 37925 человек, в то время как великорусским языком как родным — 198232 горожанина. Империя постепенно делала край и город всё более российским.

При этом А. И. Маркевич в своем труде «Одесса в народной поэзии», увидевшем свет в Одессе в 1888 году, этнографическую картину города описывает так: «Мне приходилось записывать песни, которые поют в предместьях г. Одессы — так наз. Молдаванке... Песни же своим языком вполне выдают свое малорусское происхождение».

Все вышесказанное вполне вписывается в те исторические, социальные и политические процессы, которые влияли на наш край в течение долгих веков. Ведь территория современной Одеcщины неразрывно связана с историей Украины-Гетьманщины и Молдавского государства, и в XVIII веке даже носила название «Ханская Украина». А шесть казачьих полков Войска Черноморского (состоявшего из бывших запорожцев и гетманских казаков) вместе с доном Хосе де Рибасом в 1789 году брали турецкую крепость и городок Хаджибей, тем самым заложив предпосылки рождения «жемчужины у моря», и позже, в 90-е годы того же XVIII века, поселившись в слободе на Пересыпи, они помогали де Рибасу и де Волану строить и охранять новый порт, воплощая в жизнь рескрипт Екатерины II. И до сих пор горожане знают топонимы Одессы, неразрывно связанные с украинской историей, такие, как Нерубайское, Усатово, Чубаевка, Беляевка и Корсунцы.

А на проспекте Шевченко и сейчас растет дуб «Чорна нiч», посаженный, по легенде, бывшими запорожцами. И не зря самая старая песня о нашем городе, записанная краеведами и возникшая задолго до появления «Лимончиков», «Семь сорок», «Кости-моряка и рыбачки Сони», звучит так:

А в Одесi добре жити,
Мiшком хлiба не носити,
На панщину не ходити,
Подушного не платити,
Нi за плугом, нi за ралом
Називають мене паном!

Олег РОВНЕР. Руководитель проекта — Александр Бабич


Газета: Вечерняя Одесса
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.